- Егерь Кузьмич, народный киногерой, стал вашей "визитной карточкой"?
- С этой картиной пришли признание, узнаваемость. И удивление собой : ты сыграл в таком фильме, который теперь называют "культовым", "легендарным", хитом, многие реплики из которого разошлись на цитаты. И слава богу, что есть роль, за которую тебя любят. Это дорогого стоит. Выходишь на сцену - и сразу получаешь индульгенцию, зрители уже любят тебя, ты не чужой им человек, даже если просто стоишь, молчишь, а если еще и песню поешь, танцуешь, что-то рассказываешь…
Мы с женой Полиной, она режиссер, даже придумали премию "Кузьмич". Я посвящаю избранных, награждаю егерским треухом и грамотой. "Кузьмичей" становится больше, это хирурги, летчики, достойные бизнесмены, помогающие людям, гордость страны. Не только мужчины, но и женщины.
- Расскажите, как после премьеры вы все проснулись знаменитыми?
- Когда на "Кинотавре" еще не объявили результаты, один человек заранее написал большую статью о том, какая гадость - эти конкурсы, что все куплено, талантливому режиссеру Рогожкину не дадут Гран-при. Он попросил нас сфотографироваться на фоне вывески магазина "Золото" (пророческое фото получилось!). А потом объявили, что мы стали триумфаторами. Мы увидели этого человека на пляже - он был весь зеленый, запил с горя...
"Всегда вопреки" - это можно назвать символом моей карьеры, жизни... У нас не было афиш. Мы - Булдаков, Стругачев, Вилле, я - ко всем приставали: "Приходите посмотреть наш фильм!" В день показа объявили рыбалку на яхтах. Разве от нее кто откажется? Фильм поставили на 3 часа дня, когда, по традиции, после обеда все идут на пляж, и кино смотрят только члены жюри. А эта комедия требует зрителя. Но Бог есть, и пошел дождь, люди вместо пляжа пришли к нам. И после кино зрители еще часа полтора не расходились. Что значит - фильм-событие! Вечером те, кто вернулся с рыбалки, не понимали, почему все вокруг то и дело говорят: "Ну, за искусство!", "Ну вы, блин, даете!", "Семенов, водку пить будешь?" То есть тосты тут же пошли в народ.
Мы сразу стали знаменитыми. И фильм сразу исчез - кто-то его украл, и два часа не могли найти. А с "Ленфильма" привезли на показ единственную копию - за три дня до премьеры.
- Дружите с партнерами по фильму - Булдаковым, Стругачевым, Русскиным, Хаапасало? На охоте, рыбалке встречаетесь?
- Нет, не дружим. Мы втроем - с Булдаковым и Стругачевым - года два ездили с концертами по стране. Встречались в Москве на каких-то мероприятиях. Но жизнь нас развела. Мы все теперь другие люди, очень разные. Оттого, что мы - лицедеи, нас не хватило на многие годы. В дружбе ведь надо от многого отказываться. Я помню и люблю их всех. Они для меня остались там. Тогда мы были и моложе, и, наверное, лучше. И время было другое, хотя…
- Это правда, что в Финляндии егеря Кузьмича считают национальным героем?
- Правда. Один историк так объяснил это: Кузьмич живет на финской территории и сохраняет ее в первозданном виде, ждет, когда финны обратно вернутся и будут жить на своей исконной земле. Он - герой, потому что не навредил, пацифист по отношению к природе. Вы видели его с топором, пилой? Он пишет книгу, пьет чай, иногда - водочку.
- А какую плохую службу сослужил вам этот фильм? Не стали предлагать роли, заклеймили как "Кузьмича"?
- Одно время меня все только как Кузьмича и воспринимали. Любому актеру станет обидно. Потом я понял, что не стоит спорить, бороться. Дальше сыграл и в "Кукушке" и многих других фильмах, и дядей Витей в "Спокойной ночи, малыши!" стал. И как приятно, когда продавец в магазине вдруг тихонько говорит мне: "Спасибо вам за "Спокойной ночи, малыши!" Но это когда было, а она запомнила!
Я понял, что у любого актера есть три золотых работы. Вспомните: Дастин Хоффман, Харрисон Форд, Бельмондо… Три роли, о которых можно только мечтать. У гениального актера - от силы пять, не больше, хотя сыграно, может быть, свыше ста ролей. Слава богу, у каждого из нас, снявшегося у Рогожкина, есть фильм, который знают, любят, видели несколько миллионов зрителей. За границей для многих этот фильм стал лицом России. Такое веселое, пьющее, но не дерущееся. Кто-то, правда, возмущался: фильм ужасный, про алкашей, пьянка сплошная, за это его не любили. Но там же не про пьянку! Кто-то говорил, что у нас стали меньше хамить друг другу, больше стали уважать. Если раньше каждая пьянка заканчивалась дракой, то после этого фильма поняли, что можно и без драки обойтись.
И этого не было бы у нас, если бы не Александр Рогожкин. Не все складывалось гладко у него, когда он собирал свои "золотые монетки": хотел взять одного актера, но тот не мог, ему посоветовали другого - тот не подходил, он писал роль егеря Кузьмича специально для меня, а его отговаривали. Директор картины спорил: "Да ты что, зачем он тебе? Он же не играл главных ролей".
- А где вас увидел Рогожкин?
- Я играл еще в его первом полнометражном фильме "Ради нескольких строчек" - про работников армейской газеты. Там и Леша Булдаков снимался. А у меня была роль немецкого егеря - тощий несчастный гитлерюгенд. Прошло десять лет, и Рогожкин написал для меня роль Кузьмича в "Особенностях…". Очень ревностно к Кузьмичу относился Андрей Краско, считал, что это его "неспетая песня"... Потом Рогожкин дал Андрею сыграть санитара с шимпанзе в "Операции "С Новым годом!". Мы с Краско, кстати, все время шли очень близко.
И для Рогожкина "Особенности…" были очень важны. Он все время "пугал" нас: "Я потом расскажу, какое кино хотел снять". А через два года сказал, что не станет рассказывать.
- Не комедию, значит, задумал?
- Комедию. Рогожкин ведь через комедию доходит до философских сентенций. Он хотел снять комедию, обличающую современную жизнь, показывающую, как замечательно было то время, когда на охоту выезжали, как на пикник, всей семьей, с детьми, поляну застилали коврами, пили-ели из серебра и фарфора, а не из одноразовой пластиковой посуды…
- А вы любитель охоты и рыбалки?
- Рыбалку люблю, на охоте редко бывал. Вообще, считаю главным не результат (добычу), а единение с природой: ты много размышляешь, вокруг тебя - правда, ты надышался, привел в равновесие свою нервную систему, что-то прояснилось для тебя. Нет добычи - разочарование-то небольшое. Помните рефлексирующего персонажа Вампилова в "Утиной охоте"? Зилов тоже на охоте никого не убивает, но весь год стремится "на охоту". Охота и рыбалка - это мужское единение. Возвращаешься домой и вдруг понимаешь, какая у тебя семья хорошая. А до этого, бывает : как они достали тебя!
- За эти 20 лет вы, наверное, много рассказывали про "особенности" съемок, про героев фильма - водку, баню, медведя и корову… Поделитесь сейчас?
- Мы снимали кадры на маленьком острове. Я отснялся и, чтобы никому не мешать, решил грибы поискать, спросил Рогожкина: "Покажи, как выглядят белые грибы". И столько собрал, что звукооператор, большой спец по грибам, обиделся на Рогожкина, на меня, на грибы так, что принес мне сушильный аппарат и сказал: "На, я больше не буду грибы собирать".
Вот смешная история. Два оператора остались на острове, ждут, когда мы приедем, а у нас, как назло, лодка сломалась. Проходит часа три, им холодно, там жуткий ветер… Когда, наконец, мы возвращаемся, они стоят на камне, очень пьяные, и держатся за камеру. Как они напились? Водки у них с собой не было, магазина рядом нет. Оказалось, администратор по площадке Саша Васильев подумал, что ребятам там холодно, взял две бутылки водки, сел в гребную лодку и приплыл к ним… Помню, когда у Саши спросили: "У тебя есть таблетки от головной боли?", он открыл аптечку, а там - одни презервативы. "Что это?!" А он: "Это на всех, на всех!".
Что еще у нас было? Леша Булдаков на съемках упал и стукнулся грудью, у него ребро стало болеть. Поехали на рентген. Снимок, как известно, делают в нескольких положениях. Ждем результата. Выходит врач и говорит: "Алексей Иванович, надо переснять". Булдаков: "Зачем?" - "Не в фокусе". Мы трое - Леша, Вилле и я - так смеялись! То есть кино достало его и здесь.
Были и совсем не смешные истории. Например, Семен Стругачев чуть не утонул, когда тренировался на лодке перед съемкой. Часто спрашивают про медведя. Ребята, которые нам его привезли, позже признались в том, что совсем не знали его, не знали, как он себя поведет. Вот такая подстава. Одну ассистентку, кстати, он цапнул за ногу, сапог порвал. Нам сказали: "Чтобы снять медведя, надо его усыпить. Для этого надо дать ему коньяка". Директор картины купил бутылку. Тот съел с тюрей, но не уснул, а, наоборот, развеселился, стал играться. Вылили вторую бутылку - и снова не уснул. Тогда вызвали врача, он его уколол, медведь, наконец, заснул, и мы стали сниматься со спящим зверем. Он ни на кого не реагировал, но когда в кадр сел Стругачев, вдруг проснулся и окрысился, чуть не цапанул его. Я с этим медведем общался без коньяка, без уколов, без намордника, но это в фильм не вошло. Я давал ему сосать мои пальцы, сухие, а когда он взял мой мокрый палец, то подкусил меня, было больно.
Нам столько людей бескорыстно помогало, хотя мы были неизвестными актерами. В Псковской области морская авиация поддержала нашу картину, и мы бесплатно сняли вертолет. А еще и ящик водки в подарок от командования получили. Милиция помогала. Так что, на самом деле, получилась народная комедия - народ помогал.
Чем больше времени проходит, тем больше я нахожу в фильме "Особенности национальной охоты" вампиловских, чеховских мотивов. А чего удивляться: Рогожкин-книгочей ! Загадочный фильм. Я встречал людей, которые смотрели его тысячу раз, пленку до дыр затирали.