Впрочем, чуда не произошло. Безупречно качественное сырье берут на участке, куда бур прежде не проникал. Это место называют Южным Мыхпаем. Первая скважина показала дебит в 150 тонн в сутки. Сравнительно мощный напор. Когда Самотлор вскрывали, скважины-рекордсменки давали до 800-1000 тонн. Нефть фонтанировала. Ее оставалось направлять в трубу. Нынче и 20 тонн - радость. Разработка Мыхпая только началась, пока здесь добывают ежедневно около тысячи тонн. А всего, по оценкам геологов, реально взять с участка до пяти миллионов.
Вроде капли в ведре: извлекаемые запасы месторождения-гиганта площадью больше Санкт-Петербурга оцениваются сейчас, с учетом повышающих корректировок, приблизительно в 3,5 миллиарда тонн. Осталась максимум четверть, и все это, как правило, трудноизвлекаемые запасы, часто малопродуктивные.
Показательна статистика добычи. Некоторые цифры шокируют. Старт дан в 1969-м. Уже через пять лет Самотлор давал 100 миллионов тонн в год. В год московской Олимпиады достигнут пиковый результат - 158,9 миллиона. В Советском Союзе каждую четвертую тонну черного золота добывали под Нижневартовском.
- Вообще-то, было крайне неосмотрительно набирать сумасшедшие темпы. Специалисты применяют выражение "технологическое изнасилование" по отношению к Самотлору. Оно привело к снижению объема доступных запасов, ухудшению их качества, последующему росту эксплуатационных затрат, - говорит кандидат экономических наук, историк Андрей Воронов.
Многие геологи не скрывали возмущения: мол, выгода-то сиюминутная. Обком партии молча соглашался с ними, но возражать против требования ЦК, понятно, не стал. Аргумент был один: государство остро нуждается в валютной выручке.
В провальном 1996-м от сырьевого монстра получили лишь 16,7 миллиона тонн.
Когда нефть перестает идти самотеком, ее выдавливают из пластов напором закачиваемой вглубь воды. Красноречива динамика обводненности залежей. В первой половине 80-х - 55 процентов. Через десятилетие - 92. Рукотворный круговорот воды потребовал огромных затрат электроэнергии - в итоге на нее приходилась треть себестоимости.
Перспективы Самотлора казались мрачными. Однако выручили открытие цельных необводненных залежей на периферии месторождения и заимствованные на Западе технологии. Все чаще стали прибегать к бурению горизонтальных скважин, так называемой зарезке боковых стволов. Кривая добычи изменила направление, в 2005-м взята планка в 32 миллиона тонн. Затем динамика вновь стала отрицательной. Сегодня, похоже, ситуацию удалось переломить. Главным образом за счет интенсивного бурения - трехлетняя программа предусматривает прирост на 320 скважин, чуть ли не половина должна быть сдана в эксплуатацию в текущем году. Все чаще применяется многостадийный гидроразрыв пласта. Метод позволил увеличить суточную добычу приблизительно на сто тонн.
Так сколько еще послужит легендарная кладовая под "мертвой водой" (так с хантыйского языка переводят название озера), открытая полвека назад? Согласно утвержденному правительством проекту разработки - до конца столетия. Не потерять бы только рентабельность.
Нефтяники благоразумно отказались от пышных торжеств в честь юбилея месторождения. Зато выделили городу в 3,5 раза больше средств, чем в прошлом году, на социальные и инфраструктурные проекты. Реконструирован речной мост, достраивается большой детсад с бассейнами и спортзалами, обновляется символ Нижневартовска - величественный памятник покорителям Самотлора.