В "Охране" Прошкин-старший возвращается к сотрудничеству со сценаристом Юрием Арабовым, с которым делал шесть лет назад фильм "Чудо" о знаменитом "самарском стоянии" комсомолки Зои. В "Охране" Арабов продолжает свое не вчера начавшееся богоискательство, пытаясь придать легковесной истории, практически провинциальному анекдоту, масштаб библейской притчи.
Рыжая девушка (Мария Коровина) хочет простого женского счастья, для которого совершенно необходимо обзавестись ребенком. Пока же она живет в маленьком городке на плавучем дебаркадере вместе с парализованным отчимом (расслабленный выход Виктора Сухорукова) и работает в охране на проходной завода. Однажды она задерживает вора (Антон Шагин). Тот сначала пытается вырваться, а затем внезапно взасос целует охранницу. Тут проявляется интересная особенность организма героини - от поцелуя она падает в глубокий обморок. Вор ретируется, девушка приходит в себя, а спустя пару месяцев выясняется сюрприз - будучи девственницей, она оказывается беременной.
Прошкин выбирает вполне подходящий жанр - фарс, который периодически превращается в гротеск (иногда кажется, что Прошкин-старший во время съемок "Охраны" многое подглядел на съемочной площадке сына, как раз снимавшего "Орлеан" по сценарию того же Арабова в стилистике вырвиглазного китча).
Однако библейская подкладка этой истории, ее нарочитое двойное дно постоянно тянут картину в сторону морализаторской серьезности. Особенно разочаровывает финал "Охраны", который, видимо, задумывался как изящный (зритель так и не узнает, была ли у героини ложная беременность, или мы и впрямь стали свидетелями непорочного зачатия), но выглядит ложно многозначительным и неловким.
"Душа шпиона" Владимира Бортко относится к числу долгостроев нашего кино. Экранизацию романа Михаила Любимова "И ад следовал за ним" запускали на студии "ТриТэ" одновременно с "Поддубным", чтобы продемонстрировать, что патриотическое кино может рассчитывать на серьезные сборы в прокате. Основным заказчиком выступал холдинг ВГТРК - "Душа шпиона" имеет и телевизионную версию, на несколько серий. Был проведен серьезный международный кастинг - Малкольм Макдауэлл, Сандрин Боннер, Лиам Каннингем, Федор Бондарчук. Словом, у проекта были все признаки флагманского. Однако итоговый результат продюсеров озадачил - во всяком случае, ни ВГТРК, ни "ТриТэ" за те несколько лет, что фильм готов, так и не придумали, что с ним сделать.
Бортко рассказывает историю российского разведчика Алека (Андрей Чернышов), который сдается руководителю американской резидентуры в Британии, чтобы вычислить крота, сдающего российских агентов по всему миру. Бодро начинающаяся история скоро берет средний сериальный темп и приобретает известную долю запутанности. Это обычная беда жанра шпионских триллеров. Многим из них, впрочем, удается надолго удержать интригу - чего не скажешь о "Душе шпиона". Кто тут крот, ясно с первого появления этого персонажа в кадре, что сильно портит впечатление от картины.
Кроме того, раздражает, что это кино Бортко использует для "лобовой" демонстрации своих политических взглядов. Главный герой спрашивает персонажа Макдауэлла, члена британского парламента, работающего на нашу разведку с советских времен, зачем он продолжает сотрудничать с Россией, когда та давно перестала быть коммунистической. Тот в ответ толкает пламенную речь в том смысле, что сейчас у русских просто массовое помешательство, но очень скоро оно пройдет, и Россия вновь встанет на верный путь марксизма-ленинизма. По всему видно, что этим эпизодом Бортко страшно гордится, не очень замечая, что столь прямолинейные приемы выглядят одновременно смешно и пафосно - а не это ли самое убийственное сочетание для любого кино?