В документе впервые конкретизированы условия, при которых церковное венчание становится недействительным. К примеру, домашнее насилие, противоестественные пороки, принуждение к аборту или, наоборот, сокрытие женщиной сделанного аборта, а также такой интимный момент, как отход одного из супругов от православия.
Новым стало и разъяснение, кому разрешат, а кому запретят венчаться. Например, священник обвенчает пару, не имеющую регистрации в ЗАГСе, в случае, если кто-то из двоих серьезно заболел или впереди у молодых большая разлука.
Документ проясняет многие сложные моменты. Браки между людьми разной веры, прелюбодеяние, алкоголизм и наркомания супруга, повторные браки и отношения с прежними мужьями и женами, ответственность по отношению друг к другу и детям - все эти темы не просто заявлены в проекте. Они в нем регламентированы. В форме, поясняющей, что можно, а что нельзя. Регламентированы на основании опыта, которому в каких-то случаях почти две тысячи лет - столько, сколько самому христианству. А в каких-то - с учетом реалий современной жизни. Чего только стоит такой абзац проекта: "К участию в таинстве венчания не могут быть допущены люди, желающие принять его по суеверным причинам". Или слова о том, что для священника недопустимо отождествлять невенчаный брак с блудом. Церковь призывает духовенство не осуждать такие пары, а побуждать их к тому, чтобы люди поняли: венчание поможет им "на тернистом пути совместной жизни"."Венчание - это таинство, когда любящим друг друга во время молитв, читаемых священником, передается благодать", - учит Церковь. И проект "О церковном браке" начинается словами о любви. Цель союза мужчины и женщины, по мнению Церкви, - это "взращивание в любви полученного в таинстве брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей".
Когда разрешено венчаться
1. Вас повенчают в церкви только после предъявления священнику свидетельства о государственной регистрации брака. Но в случаях, когда кому-то из будущих супругов предстоит участвовать в военных действиях, кто-то из двоих тяжело заболел или впереди у пары длительное расставание, священник может принять решение о безотлагательности венчания и повенчать молодоженов до государственной регистрации.
2. При этом совместное проживание мужчины и женщины, не зарегистрированное в ЗАГСе и называемое в народе "сожительство", Церковью в качестве брака не признается. Вне зависимости от совместно прожитых лет.
3. Если для одного из желающих повенчаться это не первый брак, Церковь может отказать новой семье в венчании, даже если на руках у молодоженов будет свидетельство о браке. Предлогом для отказа станет "превышение допустимого церковными правилами количества браков". Повторное венчание - уже неординарное событие (кроме случаев вдовства). Вас повенчают "по снисхождению к немощи" человеческой с меньшей торжественностью. Венчание в третий раз потребует специального церковного решения.
4. Венчание не может быть совершено над человеком, отрицающим основы православной веры и христианской нравственности. Именно поэтому Церковь не одобрит новый брак человека, бросившего малолетних детей или больного супруга в предыдущей семье.
5. Священник может отказать в венчании, если считает, что его совершают "по суеверным причинам". Или отдавая дань моде. Чтобы такого не происходило, таинству венчания должна обязательно предшествовать беседа со священником. "Следует стремиться к тому, чтобы венчание совершалось в том приходе, к которому принадлежат мужчина и женщина".
Церковь не разрешает венчать:
1. людей, не расторгших прежний брак;
2. состоящих между собой в родстве - кровном, боковом или духовном. Духовное родство возникает, к примеру, когда люди были крестными одного человека, венчаться они уже не могут;
3. людей, не достигших 18-летия. Без специального разрешения не повенчают и женщину старше 60 лет, и мужчину, перешагнувшего 70-летний рубеж. Из этого ограничения исключаются состоявшиеся семейные пары, прожившие совместную жизнь и по той или иной причине - к примеру в связи с обретением веры - решившие приступить к таинству венчания лишь в преклонных годах .
1. Прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки.
2. Вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством.
3. Заболевание одного из супругов проказой, сифилисом, алкоголизм или наркомания, неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов.
4. Безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального документа.
5. Злонамеренное оставление одного супруга другим.
6. Совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту.
7. Посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого либо детей.
Большой резонанс вызвало недавнее заявление Папы Римского Франциска о том, что в некоторых случаях развод становится "нравственно необходимым". До сих пор Римская католическая церковь считала браки, заключенные в церкви, нерушимыми. По ее канонам разведенные не могут повторно заключать союз в церкви и лишаются права участвовать в церковных обрядах, то есть получать благодатную помощь церкви. В обращении к пастве Папа заявил, что не видит необходимости сохранять брак в тех случаях, когда кто-то из партнеров подвергается домашнему насилию и оскорблениям. "Бывают случаи, когда расставание неизбежно. Иногда это морально необходимо, особенно когда речь заходит о защите более слабого супруга или маленьких детей от тяжелых увечий, которые наносят грубость, насилие, унижение, эксплуатация и безразличие". По cловам Папы, разводящиеся пары нуждаются не в осуждении, а в сопровождении. Разумеется, католики настаивают на сохранении брака, если для развода нет веских причин. Но заявление понтифика - уже большой шаг навстречу открытой дискуссии о проблемах семьи и брака, которую инициирует сама католическая церковь.