Общественники предложили создать "грибную карту" владимирских лесов

Редкая владимирская семья за сезон не побывает хотя бы на одной тихой охоте. Знаменитые леса, которые тянутся от Владимира в сторону Нижегородской и Рязанской областей, очень богаты грибами и ягодами. Для одних это просто увлечение, для других - существенный приработок. На этом фоне не прекращаются споры простых грибников и "ответственных лиц", как, где, на каких условиях можно пользоваться лесными богатствами.

Заплати - и собирай

Споры ведутся не первый год. Еще в 2000-х на территории Национального парка "Мещера" произошел громкий скандал. Руководство этой особо охраняемой природной территории в Гусь-Хрустальном районе ввело специальные разрешения на сбор ягод. Купи путевку - и иди в лес. Из 14 тысяч населения "Мещеры" законопослушными оказались полторы тысячи человек. Хотя это не значило, что сократилось число сборщиков. И к концу августа за сбор даров леса без разрешения на месте было составлено 77 протоколов и сделано пять предупреждений. Штраф 500 рублей заплатили восемь человек.

Мнения разделились: сотрудники Национального парка считали такой подход вполне справедливым, жители окрестных деревень - грабительским.

Тогдашний директор нацпарка Александр Бабанкин не сомневался, что людей смущает не цена путевки - 14 рублей, а срок ее действия. Всего 5 дней на сезон. Расчет в том, что за это время человек может набрать три ведра черники и обеспечить себя ягодами. Больше - промышленный сбор, что в Национальном парке запрещено.

Глава Уршельского поселкового округа был полностью на стороне директора. По его мнению, люди, идущие по утрам в лес как на работу, ищут легкий заработок: пособирал ягоды четыре-пять часов - и 250 рублей в кармане.

Глава Даниловского сельского округа выступила категорически против жестких ограничений.

- Заработки у нас низкие, а тут такие притеснения, - возмущалась она. - Моя сотрудница специально берет отпуск в июле. На ягодах зарабатывают вместе с мужем 7-8 тысяч - детям на обнову.

Бесплатные ягоды

Местное население поддержала председатель областного Общества охраны природы, заслуженный эколог России Галина Есякова, уверенная в том Национальный парк "Мещера" создавался с целью не только сохранить природу, но и помочь людям, и они должны почувствовать для себя пользу от того, что живут здесь.

В своей борьбе за то, чтобы свободно ходить в лес, грибники и ягодники дошли до прокуратуры. В итоге пропуск в Национальный парк "Мещера" просуществовал всего два года.

Сегодня здесь новые порядки. Для местных жителей и гостей сбор грибов и ягод бесплатный. Приезжим необходимо лишь получить в дирекции путевку с правом въезда на дороги необщего пользования. Платные только оборудованные для рыбалки автостоянки на реках Поль, Бужа и озере Святом - 100 рублей в месяц.

- Смысл путевки - разрешение, - поясняет юрист нацпарка Святогор Аничкин. - В этом году на сбор ягод и грибов выдано 56 путевок. Но нарушения все равно есть. В основном это незаконный лов рыбы, проезд без разрешения и разведение костров. За прошлый год мы составили 62 протокола об административных нарушениях, в этом - 22. В прошлом году штраф составлял 1-2 тысячи рублей, в этом увеличился - от 3 до 4 тысяч.

Но жизнь не стоит на месте, и такой свободы, оказывается, мало. Необходима большая открытость. Такая инициатива, как ни странно, исходит от ветеранов, в прошлом работников леса.

Прозрачный лес

- Лес у нас для народа доступен, заборы редки - иди, куда хочешь. Но прозрачности никакой! - рассуждает бывший лесник из поселка Андреево Михаил Михеев. - Все, кто вырос в лесу, знают, где ягодные и грибные места. Но большинство в лесу, как в потемках. А люди должны знать, в каком квартале что растет: какие грибы, ягоды, лекарственные травы. Для этого необходима карта лесов в свободной продаже. Заплатил деньги, и иди в положенное время за тем, что тебе нужно. А то у нас клюква переводится: ее надо собирать в сентябре, а рвут уже в июне.

"Люди должны знать, в каком квартале что растет: какие грибы, ягоды, лекарственные травы"

В качестве иллюстрации своих мыслей пенсионер достает небольшую брошюрку "Дикорастущие лекарственные растения Владимирской области", изданную в 1977 году. Читаю: "Лапчатка прямостоячая (калган дикий) распространен: Судогодский район, Андреевское лесничество (южнее и восточнее деревни Новая, южнее и восточнее деревни Тюрмировка". И дальше в том же духе.

- Очень полезная идея! - поддерживает своего коллегу заслуженный лесовод России Николай Белоусов. - Я за то, чтобы была карта. Еще когда работал в Селивановском ЛПХ, мы варили по 250 тонн высококачественных грибов. А когда был директором лесного департамента, выращивали в наших условиях женьшень и заготовили 150 килограммов сухого корня. Завезли более 20 лечебных трав, которые не произрастают в области. Планировали поставлять это сырье в лечебные учреждения и фитобары. Сейчас все нарушено. И уж если это не нужно государству, пусть люди знают. А то меня вот москвичи знакомые спрашивают, где можно грибы пособирать, а я и не ведаю.

Пусть ищут?

Но мнения в очередной раз разделились. В прозрачности информации специалисты увидели опасность окружающей природе.

- Не вижу необходимости в специальной карте, - говорит заслуженный эколог России Галина Есякова. - По типу леса можно определить, какие травы в нем растут, какие грибы. Сделаем карту, и туда ринется толпа. Вытопчут все, и грибов не будет. А местное население живет за счет их сбора и продажи. То, что человек ищет грибы сам, регулирует поток и не наносит ущерб экосистеме. Пусть ищут! В этом и смысл тихой охоты.

- Честно говоря, я в нерешительности, - присоединяется к коллеге миколог Лилия Скрипченко. - Если предоставить карту, выгребут все безжалостно. Наш народ не так воспитан, чтобы показать ему дорожки и он будет по ним медленно ходить и собирать.

Владимирский ученый считает, что со слов лесников карту составить невозможно. Достоверные данные по районам потребуют исследований. А это работа длительная.

Но у многих нет сомнений, что победит идея прозрачности. И человек, купив брошюру, а еще проще, включив "навигатор" в своем автомобиле, будет точно знать, куда ему ехать за лисичками, белыми грибами, маслятами, земляникой или черникой.

Лесная этика

Лилия Скрипченко, ученый-миколог:

- В лесу должна соблюдаться определенная этика. А наши люди чаще всего ведут себя неправильно. На месте, где выросло много грибов, самый старый необходимо оставить: пусть он произведет споры. Грибница ведь может погибнуть. И брать грибы нужно умеючи. Одни считают, что гриб нужно срезать, другие - только рвать. Я думаю, что лучше всего его выкручивать - влево-вправо. Когда вырываешь гриб руками, грибница разрывается, а когда срезаешь ножом, остается пенек, который может быть пристанищем бактерий.

В лесу нет вредных грибов. Есть грибы ядовитые, съедобные, условно съедобные. Из 20 тысяч грибов с ножками и шляпками съедобных больше, чем ядовитых. Но даже несъедобные нужны природе. Поэтому, встретив на своем пути мухомор, не надо его пинать. Мухоморами лечатся животные.

Грибы нельзя собирать ближе чем в 300 метрах от дороги, вблизи аэродромов и военных объектов. У грибницы огромные размеры, она всасывает и накапливает свинец, другие канцерогенные вещества и радиацию, которые попадают в плодовое тело.

В жару и засуху опасность могут в себе таить и лучшие съедобные грибы. Во влажную погоду вода растворяет все вредные вещества, и за счет того, что в наших почвах мало перегноя, они не задерживаются и просачиваются глубоко в землю. А при недостатке влаги канцерогены накапливаются в почве и в большой концентрации могут оказаться в грибах.