В конце июля в Усть-Янском районе на реке Яна перевернулась пятиместная лодка, в которую судоводитель втиснул десять человек. Мужчина и шестилетний ребенок погибли в ледяной воде. Семерых успел спасти экипаж оказавшегося поблизости теплохода. Один пассажир числится пропавшим без вести.
Люди держали путь из поселка Усть-Куйга в село Казачье, что в двухстах километрах. Этот маршрут по местным меркам неплохо обеспечен транспортом: каждый вторник и четверг до него ходят пусть маленькие, но рейсовые суда, купленные правительством Якутии специально для перевозки пассажиров по Яне. В администрации села рассказали, что стоимость проезда на них дотируется, а "в хорошую погоду бывают вертолеты".
А вот село Юкагир, расположенное в этом же районе на берегу Северного Ледовитого океана, не связывают с внешним миром никакие регулярные рейсы.
- Вертолеты к нам летают по мере накопления пассажиров и при условии, что загрузка обеспечена в оба конца, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель главы села Василий Томский. - 3 августа был борт, следующий обещают в конце месяца. Поэтому самое надежное - договориться о лодке в Казачьем.
От Казачьего до Юкагира - 300 километров. Большая часть пути - морем. И деваться людям некуда. Или месяц жди вертолета, или договаривайся с владельцами моторок.
Таких сел с крайне ненадежным транспортным сообщением в Якутии полторы сотни. Контролировать случайных перевозчиков там очень сложно из-за удаленности. Но даже возле Якутска те, кто зарабатывает на пассажирах, в погоне за деньгами часто пренебрегают элементарными правилами безопасности.
Прошлым летом на реке Лена рядом с городом перевернулась лодка, в которой находились 14 (!) человек, заплативших водителю за переправу на противоположный берег. Утонула женщина.
В мае нынешнего года сотрудники ГИМС задержали судно на воздушной подушке с двойным перегрузом. Набив его пассажирами под завязку, предприниматель собрался пересекать еще не очистившуюся ото льда Лену.
На проблеме бездорожья зарабатывают не только владельцы маломерных судов. Нелегальные перевозчики действуют на всех видах транспорта, за исключением разве что железнодорожного, который в республике находится в зачаточном состоянии.
До недавнего времени верхом наглости нелегалов считался "левый" автобусный маршрут, обнаруженный чиновниками мэрии Якутска осенью 2014-го. Никем не контролируемый рейсовый автобус курсировал между столицей республики и пригородным селом Хатассы. Однако этот случай стал выглядеть детской шалостью после того как месяц назад сотрудники полиции и ФСБ накрыли в Намском улусе (менее чем в 100 километрах от Якутска) подпольную авиакомпанию.
Предприниматели, купив три списанных "кукурузника" и вертолет, взялись возить пассажиров в села, до которых нет дорог. Технику заправляли из бочек, аэродромом служило поле, летали по автомобильному навигатору. При этом сидевшие за штурвалами люди не имели квалификации пилотов…
После трагического случая на Яне глава региона Егор Борисов распорядился усилить контроль в сфере пассажирских перевозок.
- Необходимо принять оперативные меры по недопущению подобных случаев. Ужесточить борьбу с нелегальными перевозчиками и одновременно создать благоприятные условия для безопасного движения пассажиров, - заявил он.
Сейчас над этим работает специальная комиссия. Перед ней стоит сложная задача, ведь на большей части территории республики дорог нет и не будет - только зимники. А речники и авиапредприятия сейчас переживают тяжелые времена. Наращивать объемы пассажирских перевозок им просто не на чем.
По данным регионального минтранса, в малой авиации исправны чуть более 60 процентов воздушных судов. Где-то надо искать 80 машин, но в России замены Ан-2 нет, а покупка и эксплуатация импортных самолетов влетает в копеечку.
Предприятия речного транспорта работают на остатках скоростных теплоходов. На замену им в стране тоже ничего не выпускается. Местные власти делают ставку на экранопланы, но пока на линии - только одно такое судно. Остальные (а их надо около 30-ти) - в уме.
Чтобы жители труднодоступных сел не оказались в изоляции, правительство республики начало приобретать для них альтернативную технику. В бюджет заложено 275 миллионов рублей на покупку 49 вездеходов и 16 небольших катеров.
Кроме того, власти региона ежегодно субсидируют пассажирские речные и авиационные перевозки. В нынешнем году только на удешевление авиатарифов заложено 97,3 миллиона рублей.
По меркам любого другого региона это огромные вложения. Однако в Якутии с ее тремя миллионами квадратных километров бездорожья таких денег не хватает. Оказавшиеся в безвыходном положении люди готовы ехать с любой оказией, даже если она откровенно опасна для жизни.