13.08.2015 00:01
    Поделиться

    "Русский балет" удивит крымчан классикой и современной хореографией

    Театр "Русский балет" приезжает 13 августа с гастролями в Крым. Первой сценой, на которой творческий коллектив даст два спектакля, станет Государственный академический музыкальный театр в Симферополе. Чем артисты порадуют и удивят крымскую публику, рассказал "РГ" художественный руководитель театра "Русский балет", народный артист СССР Вячеслав Гордеев.

    Вячеслав Михайлович, в Крым вы едете не впервые. Что на этот раз покажете крымским любителям балета?

    Вячеслав Гордеев: Мы везем два новых спектакля. В этом году в Крыму отдыхает как никогда много детей, поэтому один готовили специально для них. Это "Чиполлино" с хореографией Генриха Майорова, спектакль, который в свое время прошел по всему Советскому Союзу. Наверное, все музыкальные театры в разное время ставили этот спектакль на музыку Карена Хачатуряна. "Чиполлино", в отличие от других спектаклей, покажем в каждом из шести городов, где будем выступать.

    А второй спектакль?

    Вячеслав Гордеев: Это "Жизель" Адана. И, как говорил Свиридов, лучшая партитура балета, которая когда-либо создавалась. "Жизель", к сожалению, не смогут увидеть зрители Ялты. Зато для них мы подготовили гала-концерт - фрагменты из нашего классического репертуара и номера современной хореографии. Это, скажем так, праздник балета. Так что, думаю, в этот раз мы не то чтобы удивим, мы обрадуем публику Крыма. Нам, конечно, хотелось бы поехать и в третий, и в четвертый раз, показать весь репертуар "Русского балета". Он обширный, поэтому у нас есть определенные перспективы.

    Но в то же время вы сократили список городов, где будете выступать...

    Вячеслав Гордеев: У нас по количеству спектаклей ничего не изменилось за счет того, что мы даем по два представления в день - для детей и взрослых.

    Это большая нагрузка на труппу. К тому же города, где мы выступаем, - самые большие, с наиболее подходящими сценами. Организаторы сделали все возможное и подобрали среди крымских площадок лучшие. В Симферополе мы выступаем в музыкальном театре, в Евпатории - в театре Пушкина, в Керчи - во дворце культуры "Корабел", в Севастополе - в театре имени Луначарского, в Ялте - в Юбилейном концертном зале... Мы очень зависим от размеров сцены, от постановочного света. Надо все просчитать, чтобы с блеском показать многофигурные композиции кордебалета и чтобы была возможность поменять декорации. Например, в "Чиполлино" декорации меняются раз десять. Технически это достаточно сложно.

    А свою визитную карточку - "Лебединое озеро" - везете?

    Вячеслав Гордеев: Только фрагменты. В Евпатории, Севастополе и Симферополе выступим дважды, поэтому специально для второго вечера подготовили дивертисмент - фрагменты из спектаклей, которые в этот раз не привезли. Это шедевры - "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Привал кавалерии", "Вальпургиева ночь". Концерт будет более праздничный, нежели "Жизель" с романтической грустинкой. Знаете, публика, которая ходит на наши спектакли, - особенная. Уверен, к нам придут любители балета. Когда-то в Советском Союзе балет любили все, но в некотором смысле он тогда стал связан с трауром. Когда умирал очередной член политбюро, по телевизору передавали "Лебединое озеро". Популярность ведь тоже бывает разная. Мы сейчас, конечно, говорим о том, что "Лебединое озеро" - это визитная карточка русского балета. И любимый спектакль во всем мире. Но есть много других прекрасных постановок, которые мы бы хотели показать крымчанам.

    Во сколько обходится постановка одного спектакля?

    Вячеслав Гордеев: Примерно в 10 миллионов рублей. Конечно, это тот минимум, который позволяет поставить спектакль. Бесспорно, чем больше денег, тем эффектнее он будет. Например, раньше, когда мы делали спектакль за два-три миллиона рублей, Большой театр на свои тратил не меньше миллиона долларов.

    Будь у вас финансовая возможность, что бы вы поставили в первую очередь?

    Вячеслав Гордеев: Конечно, двухактный балет "Дон-Кихот", о котором давно мечтаю. Затем "Бахчисарайский фонтан". Еще, знаете, есть такое произведение у Оффенбаха - "Парижское веселье", но я бы выбрал другое название - "Веселье и одиночество", потому что герой - художник Анри Тулуз-Лотрек - у меня ассоциируется не с весельем. Он был глубоко одиноким человеком, и единственное, в чем находил радость, так это в творчестве и удивительной атмосфере богемного Парижа, в которой жил.

    В ваших планах открытие балетной школы в Крыму. На какой стадии находится этот проект?

    Вячеслав Гордеев: Думаю, что Крыму эта школа необходима. Полуостров довольно долго был изолированной территорией, и от балета в частности, и в развитии крымского балета обязательно нужно совершить прорыв. Для создания школы требуются помещение, штат педагогов. Все эти решения должны приниматься на муниципальном или даже региональном уровне. Но именно тут "зависают" многие добрые дела...

    Чем больше будет школ, тем больше будет потом училищ и тем шире будет в целом пропагандироваться классическое танцевальное искусство, формироваться эстетический вкус публики, понимание традиций русского балета. И это в первую очередь касается современной молодежи, ее духовности. Кстати, в этом году я набирал балетмейстерский курс в ГИТИСе, и на собеседовании, к сожалению, выяснилось, что молодые люди, желающие связать жизнь с балетом, мало знакомы с общей музыкальной культурой. Некоторые даже не знают Верди, Бизе... Не знают, кто написал "Травиату", не знают ее содержание. Это уже издержки нашего времени, современного образования.

    Сейчас классика, к сожалению, со многих сцен уходит. Ее место занимает современная хореография, абстрактная танц-пьеса, часто приходится встречать "творения" псевдоноваторов. Сами по себе развитие и новаторство, конечно же, неплохи, но, тем не менее, они не должны быть в ущерб классическому репертуару. И такая ситуация сейчас практически во всех театрах. В нашем 90 процентов репертуара - классика, которую стараемся качественно исполнять именно в авторских редакциях. Все это пытаемся сохранить как золотой фонд академической школы балета, который всегда будет источником вдохновения и всегда будет востребован. И нам есть что передать потомкам - артистам и зрителям. Это, как мне кажется, очень важная миссия.

    У театра в этом году, насколько известно, двойной юбилей. Во-первых, 35-й юбилейный сезон, а во-вторых, 25 лет вашему "Лебединому озеру". Кстати, почему его не ставили первые десять лет?

    Вячеслав Гордеев: Потому что театр начинался с балетного коллектива всего из 16 человек. Постепенно ансамбль разросся и стал государственным театром. Первую постановку двухактного балета "Лебединое озеро" в старомосковской версии наша труппа представила зрителям в ГКД в 1990 году. Потом в репертуар вошли "Щелкунчик", "Жизель", "Спящая красавица" и другие шедевры балетного искусства. Сейчас в труппе около ста артистов. Мы и дальше будем сохранять сокровища прошлого, создавать новые произведения, прославлять русский балет и у себя дома, и за рубежом, ведь мы и называемся - "театр "Русский балет".

    Кстати

    Вячеслав Гордеев о "Бахчисарайском фонтане":

    - Всякая премьера требует денег. У нас уже давно нет средств на новые постановки. Я знаю, что крымчане, да и не только, очень хотели бы увидеть "Бахчисарайский фонтан". Однако для того, чтобы поставить этот балет, нам нужно как минимум 10 миллионов рублей. А где их взять? Бывает, конечно, что в рамках благотворительности нам помогают меценаты. Например, очень известная в театральном мире компания "Гришко", которая занимается производством декораций, костюмов, обуви для спектаклей не только балетных, но и драматических. Они в качестве подарка хотели изготовить нам костюмы для любого спектакля, а если это исторический балет, то костюмы по определению стоят недешево. Я, конечно, собираюсь использовать эту замечательную возможность и сшить костюмы для новой постановки, но пока банально не нашел денег на другие составляющие - те же декорации, эскизы художников.

    Поделиться