- Да где ж она?
- Да вот же, смотри, собачки к нам в гости пришли, - медсестра кладет руку пенсионерки на голову большой овчарке Чаре, та виляет хвостом, тычется носом в колени, в руки, и старушка словно оживает, начинает реагировать и улыбаться.
Четвероногие гости
Сегодня в пансионате "Опека" во Всеволожске один из тех особых дней, которых ждут с нетерпением - в гости привезли собак-терапевтов. Сегодня это овчарка Чара и метис Лада вместе со своей хозяйкой Женей.
Происходит как будто цепная реакция, собаки создают настроение и оживление, с ними хотят говорить, гладить, дать что-то вкусное. "Оттаивают" даже те, кто сидел, как и Николаевна, в своем внутреннем мире, глубоко безразличный ко всему.
- Я как руководитель вижу заметные изменения в состоянии пациентов после того, как волонтеры с собаками уезжают, проведя здесь некоторое время. У инсультных больных, например, заметно улучшение двигательной активности, - рассказала корреспонденту "РГ" директор пансионатов "Опека" Татьяна Коврижных. - Со стороны кажется странным, когда в почти медицинском учреждении вдруг появились животные. Некоторые до сих пор не воспринимают собак на отделении, но с удовольствием смотрят на то, что они делают. Собаки-терапевты работают и в палатах лежачих больных, и на улице во время прогулок. С канис-терапевтами мы сотрудничаем уже больше года, и эффект очевиден. Хоть это и сиюминутная радость, но дает возможность старикам пообщаться с животными, потом обсудить друг с другом и поделиться. Когда, например, лежачий человек при слове "собака" начинает тянуться, вставать и почти садится, это лучшее подтверждение эффекта. Это радость, мотивация.
Как рассказала лидер общественной организации канис-терапии "Собаки для жизни" Людмила Артамонова, пожилые люди плохо переносят смену условий и часто в пансионатах замыкаются в себе, у них возникает депрессия, отказ от общения, посещают тоскливые мысли. Поэтому важно дать человеку понять, что, несмотря на перенесенные заболевания и жизнь вне дома, он остается активным членом общества. При этом не стоит путать собаку-терапевта и собаку-помощника. Выезды в пансионат - это и есть канис-терапия, когда собаки помогают пожилым и больным людям. Терапевтами могут быть и собаки, которые проходят обучение на помощника или поводыря. Есть программа индивидуальной работы, когда психолог подбирает пациента, например, плохо адаптированного в условиях пансионата, перенесшего инсульт или другое заболевание, часто обездвиженного или с прогрессирующей старческой деменцией, и под такого пациента уже специально готовят собаку-помощника.
- Поэтому часто мы обращаемся к пациентам с просьбой помочь нам подготовить собак для дальнейшей работы в качестве поводыря или помощника. И пожилые люди в процессе своего общения с собаками понимают, что сделали что-то хорошее для других, начинают гордиться этим, вдохновляться, - говорит Артамонова. - Ведь что видит человек, из-за болезни прикованный к постели навсегда? Ну улицу в окно, или двор, когда его ценой неимоверных усилий все-таки вывезут. В основном человек видит только палату. Но когда в ней появляются собаки, человек оживает, он может погладить ее, ощутить тепло, это целое событие. Поэтому для лежащих пациентов очень востребованы маленькие собаки (левретки, йоркширские терьеры, чихуахуа), они сидят на коленях или их поднимают в кровать.
Разные характеры
Больше всех собакам рада 98-летняя Раиса Дмитриевна, бойкая, веселая, она смеется в голос, совсем как ребенок, пытается встать с кровати, чтобы погладить Чару и поиграть с ней. Старушку здесь обожают, она настоящая звезда пансионата, поет песни и очень любит рассказывать о своей жизни.
- Вчера она у нас так пела на пансионатской "Минуте славы"! - гордятся ею медсестры. - Да вы с ней интервью сделайте, она вам такого расскажет. Прошла войну, чудом осталась жива - волею случая отошла по каким-то делам от вагона, который подорвался вместе с ее подругами. А главное, она такая веселая.
- А что это у нее на спине за доска, - указывает Раиса Дмитриевна на Ладу.
- Это поводырская шлейка, мы ее учим на поводыря, чтобы помогать слепым людям, - отвечает хозяйка Евгения.
- Ой, такое благое дело вы делаете, как хорошо.
Мужчины более сдержанны, несколько пациентов на колясках в коридоре сурово смотрят на собак, только один оживился - это Виталий Сергеевич, он Чару помнит, он помогал ее готовить как будущего помощника. В мужской палате Чара с Ладой показывают "шоу" - выполняют элементарные команды, приносят брошенную игрушку. Постепенно пациенты все-таки втягиваются и начинают бросать предмет сами, но Чара признает только хозяйку - приносит сначала ей, а потом направляется к тому, кто бросил. В конце собакам аплодируют. По словам Жени, именно из-за этой привязанности Чара не сможет стать помощником для другого хозяина, а вот Лада психологически спокойнее перенесет передачу другому хозяину после обучения.
- Я сама помогаю обучать Ладу на поводыря, она ведет меня во время прогулок, я нарочно падаю, натыкаюсь на деревья, "случайно" наступаю на нее - нужно максимально подготовить ее к жизни со слепым человеком, - говорит Женя.
По словам Артамоновой, многое зависит от сферы работы собаки-терапевта. В Павловском детском доме, где очень тяжелые дети с ДЦП, востребованы собаки, которые могут долго и спокойно лежать рядом с ребенком. В интернатах с аутичными маленькими пациентами есть активные дети со склонностью к агрессии, они хотят играть, бегать и прыгать, так что спокойные собаки тут, наоборот, не нужны, ребенок должен быть с животным "на одной волне".
Общение - тяжелый труд
Попытаться стать волонтером может фактически любой желающий владелец собаки. Но на первых этапах после осмотра и тестирования дрессировщиком и кинологом отсеиваются очень многие - либо не подходит собака, либо же отказывается сам человек. Часто в помощники отбирают взрослых собак-отказников, которые живут в приютах и не имеют хозяев.
- Здесь очень много нюансов, - пояснила Артамонова. - Будущий помощник не должен бояться инвалидной коляски или человека на костылях, должен спокойно реагировать на специфические запахи лекарств и гормона стресса, поэтому его неоднократно испытывают "в полевых условиях", несколько раз вывозят в разные пансионаты. У животного не должно быть агрессии, желания доминировать.
У общественной организации "Собаки для жизни" около 50 выездов в месяц в разные учреждения к инвалидам, пенсионерам, детям. Первые выезды будущая собака-терапевт в полную силу не работает, а волонтер присматривается. Период адаптации занимает пять выездов. Животные поначалу быстро устают, могут пообщаться с пациентами несколько минут, и потом им нужно отдохнуть, побегать. Для них это тоже работа.
- Так забавно, волонтеры приходят, уверяют: "Моя собака так любит людей, ей так нравится общаться", - говорит Людмила. - А потом все говорят одну и ту же фразу: "А это, оказывается, действительно сложно". Сами уходят часто потому, что не могут психологически работать с какой-то конкретной группой - например, в хосписах или с больными детьми.
В России пока заметно не облегчается жизнь инвалидов, не приветствуется их активность и вообще появление на улице. Поэтому цель канис-терапии и собак-помощников - вывести из дома людей с ограниченными возможностями здоровья, помочь передвигаться, а также облегчить им жизнь.
Для слепых помощник - это поводырь, для слабослышащих - собаки, которые обучены голосом или касаниями "говорить" о звонке телефона или в дверь, о том, что стирка закончилась, кофе сварился и так далее. Есть помощники для колясочников, которые их сопровождают, подают уроненные вещи, придерживают дверь, а заодно и дают некую защиту. Есть даже собаки-помощники для диабетиков и эпилептиков, эти животные чуют приближающийся скачок сахара в крови или эпилептический припадок и успевают отвести хозяина в безопасное место. Пока у нас в стране таких "специалистов" не готовят, но "Собаки для жизни" собираются попробовать в рамках одного из проектов.
Контакт
СПб БОО "Собаки для жизни"
E-mail: canistherapy@ya.ru
Тел. +7-911-989-48-59 (руководитель команды Людмила Артамонова)
ВКонтакте: http://vk.com/canis_therapia_spb
Facebook: https://www.facebook.com/canistherapyDfL