По словам чиновника, сейчас в Петербурге выдано 32,3 тысячи разрешений на работу автомобилей такси, и только за текущий год их станет больше на 12 тысяч. Однако региональные нормативы градостроительного проектирования предусматривают четыре такси на каждую тысячу жителей. Если руководствоваться официальными данными о том, что в Петербурге проживает 5,2 миллиона человек, то максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, - 20,8 тысячи автомобилей.
Конечно, не все 30 тысяч машин с шашечками регулярно выходят на улицы Петербурга. Разрешение на работу такси выдается сроком на пять лет и продолжает действовать вне зависимости от того, что перевозчик мог прекратить работу в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Поэтому весьма вероятно, что в официальном "Реестре выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт-Петербурга" есть и "мертвые души". Чиновники предлагают отслеживать ситуацию с помощью налоговых органов и аннулировать лицензии, если предпринимательская деятельность официально прекращается.
Ограничить общее число автомобилей такси, работающих на улицах города, позволяет федеральный закон. Он также разрешает обязать таксомоторные компании красить машины в единый для всего города цвет. В Петербурге эти полномочия пока не реализованы, но, по словам Александра Воробьева, региональный закон зафиксирует эти нормативы до конца текущего года.
Однако участники рынка расценивают инициативу Смольного по меньшей мере как сомнительную. Исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская считает, что ограничение числа разрешений на работу перевозчиков - мощный коррупционный фактор, поскольку, по сути, снижает конкуренцию и ограничивает рынок. Кроме того, квотирование коснется только легально работающих предпринимателей и компаний, а это означает, что рынок просто уйдет в тень.
- Хотя региональным властям и дано право ограничивать количество автомобилей, они не должны им пользоваться, - говорит Лозинская. - Пассажир должен ехать, и чем больше автомобилей на линии, тем лучше для него. Если мы ограничиваем число машин, мы идем против интересов пассажира.
Методика подсчета, которой воспользовались петербургские чиновники, тоже вызывает вопросы. В прошлом году Северную столицу посетили шесть миллионов туристов - это больше, чем официальное население города. А власти обещают и в дальнейшем предпринимать все усилия для наращивания турпотока. Наиболее удобный способ передвижения для гостей города - именно такси, но эти потребности закон не учитывает.
Параллельно с ограничением числа машин планируется ввести новую форму разрешений на работу такси. Новые документы будут платными: помимо платы за само разрешение придется раскошелиться на его изготовление.
- Вместо бумажных, быстро выгорающих документов, с не самой высокой степенью защиты, таксистам планируется выдавать бесконтактные пластиковые карточки с идентификационной информацией и QR-кодом, содержащим информацию о сроке действия разрешения на момент сканирования, - уточнили в профильном комитете. - Плата будет введена на уровне себестоимости, это 332 рубля за одно разрешение.
Кстати
Сейчас в Госдуму внесен законопроект, регулирующий работу таксомоторных компаний и диспетчерских служб, в котором учтены предложения из Санкт-Петербурга. В частности, пассажиру хотят сообщать номер разрешения перевозчика, а диспетчерам - запретить передавать заказы водителям без лицензий.