Мария, здравствуйте! В моей жизни есть одно дорогое мне детское воспоминание. Отец наш был репрессирован, и мама "с нами тремями и швейной машинкой" - единственной роскошью и одновременно кормилицей отправилась за ним в Красноярский край. Шел мне тогда четвертый год, и от долгой дороги у меня осталось ощущение темноты, голода, неуюта и страха. В один из дней, вроде в конце лета, мы наконец-то приехали на поселение. Ночью остановились в какой-то избе. В память врезалось то необыкновенное утро. Я открываю глаза, и в мою жизнь вторгается солнечный свет и удивительный душистый запах. Какая-то незнакомая мне бабушка, с синими, как васильки, глазами, улыбаясь, протягивает мне большую ложку с душистым золотым чудом. Луч солнца играет в янтарной глубине незнакомой мне диковинки, а бабушка - Анна Антоновна ее звали, как сейчас помню! - приговаривает: "Попробуй, радость моя! Попробуй медок и блины с маком! Спас сегодня!" Медок с поразившей меня сладостью тает во рту, и я, голодная, в изумлении от происходящего, даже не решаюсь потянуться за блинами - тонкими, кружевными, с черными точечками мака...
Сколько всего потом было, а тот мед из детства и блины с маком - самое большое чудо моей жизни... Такая теплота, ласка и любовь за всем этим стояла, что в трудные минуты я всегда вспоминаю то солнечное утро, и это примиряет меня с жизнью. Мария, Вы случайно не знаете, что за праздник такой был?"
Римма Иосифовна Ц., Израиль
Здравствуйте, Римма Иосифовна, праздник, память о котором Вы пронесли через всю жизнь, в народе так и называется - Медовый спас, и случается он каждый год 14 августа. Точнее, 14 августа Церковь отмечает сразу четыре значимых события: начало двухнедельного Успенского поста, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминают в этот день и святых мучеников Маккавейских из Ветхого Завета. Радостных событий много, поэтому народ для простоты обобщил - "Медовый спас". Будем разбираться по порядку и увидим, что ничего сложного тут нет.
Двухнедельный Успенский пост (14 августа - 27 августа) - хоть и короткий, но строгий, такой же строгий, как Великий пост. Установлен он для подготовки к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). А слово "успение" означает "мирную кончину, схожую с погружением в сон".
А сам Успенский пост обрамлен тремя праздниками, посвященными Иисусу Христу, Спасителю человечества. Это 14 августа - праздник Всемилостивого Спаса (народное - "Медовый спас"), день Преображения Господня ("Яблочный спас") - 19 августа и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа ("третий спас") - 29 августа. Раньше бытовая жизнь русского народа была пронизана христианством. Христианские праздники органично вписывались в повседневность. Отмечали 14 августа праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, а к этому времени поспевал мед нового сбора. В народном сознании - безусловный дар Божий человеку. Поэтому и приносили его в храм для освящения. И мед становился уже не просто пищей, не просто лакомством, а выражением милости Бога к нам, воплощением Божьей благодати. Освещалась на Медовый спас и вода. Эта традиция была связана с другим праздником дня - Происхождением (изнесением) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В Константинополе IX в. заметили: Крест, на котором распяли Христа, не раз спасал от эпидемий. Поэтому в августе, в самое жаркое время года, Крест Господень выносили из домовой церкви византийских императоров и несли ("износили" - говорят в Церкви) в храм Святой Софии, где освящали воду. Потом святыню носили по городу - для "отвращения болезней". В память об этом был установлен и сам праздник, и обычай в этот день освящать воду. Поэтому Медовый спас называют еще "мокрый спас".
Кстати, слово "спас" - сокращенное от Спаситель. 14 августа вспоминают о победе святого благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, князь Андрей, не случайно прозванный Боголюбским, пошел походом на завоевателей. С собой Андрей взял образ Богородицы и Крест, которые несли перед войском. Готовясь к сражению, причастившись, благоверный князь обратился к Богородице с молитвой: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени и полководцы, и все воины. Приложившись к образу, кинулись в битву и обратили булгар в бегство. В память о победах, одержанных по молитвам Спасителю и Пресвятой Богородице, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
И наконец, о святых ветхозаветных мучениках Маккавейских и о том, почему в народе в этот день лакомятся блинами с медом и маком. Про мед мы уже сказали. Блины издревле символ сытости, праздничности, радости, даже и постные. А мак? Как считают знатоки народной традиции, он попал в праздничную трапезу из созвучия с Маккавейскими мучениками, чью память 14 августа отмечают в Церкви. Святые ветхозаветные, то есть живущие до Христа, мученики Маккавейские так сильно и искренно верили в Бога Истинного, что приняли мученическую смерть от рук язычников. Приняли смерть, но не осквернили себя поклонением Зевсу Олимпийскому, не принесли ему жертвы. Эта верность Богу Истинному, вере предков стоила семи святым мученикам Маккавейским: Авиму, Антонину, Гурию, Елеазару, Евсевону, Адиму и Маркеллу, а также их матери Соломонии и учителю Елеазару жизни. Пострадали они в 166 году до н. э. В те годы сирийский царь Антиох Эпифан насаждал в Иерусалиме и по всей Иудее языческие обычаи, он осквернил Иерусалимский храм статуей Зевса Олимпийского. Иудеев насильственно принуждали поклоняться идолу, но семейство Маккавеев восстало. Мученическая смерть семи братьев Маккавеев воодушевила священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха, длившееся со 166-го по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от скверны.
Русский народ всегда воспринимал этот библейский сюжет с огромным состраданием и сочувствием. Вот судят девяностолетнего старца законоучителя Маккавеев Елеазара, но он твердо идет на муку и остается верным Богу. Вот сначала, на глазах у матери и братьев, погибает старший из мальчиков Маккавеев - Авим, потом мученическую смерть принимают остальные. Но не отрекаются от Бога Истинного. Вот Соломонии предлагают: спаси жизнь последнему сыну, отрекись от своего Бога. Но она остается верна Создателю. Вот над распростертыми телами замученных сыновей стоит Соломония, с воздетыми руками, с мольбой к Тому, Кто важней всего на земле. Народу была близка такая стойкость и верность. Праздник вошел не только в церковный календарь, но и в народную жизнь.
Римма Иосифовна, вы обратили внимание, как праздники духовной нитью связывали прошлое с настоящим?
Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, "Российская газета", или pisma-maria@mail.ru
Статьи на сайте доступны по этой ссылке. www.rg.ru/sujet/3341