- Три фасада - северный, восточный и западный - в общих чертах завершены, - показывает он. - Главные работы сейчас ведем на колоннаде основного входа, выходящего на центральную аллею выставки. Он - своеобразная визитная карточка нашего комплекса. К концу сентября планируем завершить...
Политика реставрации
Мы уже сообщали, что на днях посол Беларуси в России Игорь Петришенко рассказал российскому президенту Владимиру Путину, посетившему ВДНХ, о ходе реставрационных работ белорусского корпуса.
По словам дипломата, работы не только близятся к финишу, но также с правительством Москвы согласован проект концепции функционирования павильона "Республика Беларусь", предусматривающий подробное знакомство москвичей и гостей столицы с культурой, историей и традициями белорусского народа.
Владимир Путин живо интересовался деталями проекта и выразил удовлетворение ходом и перспективами его реализации.
Собственно, визит президента России подтолкнул и нас "проинспектировать" ход реставрационных работ. Но это была не единственная причина. "СОЮЗ" уже давно наблюдает за тем, как возрождается белорусский павильон.
Два с половиной года назад мы напечатали подробный репортаж о завершении внутренних работ. Тогда Владимир Тишуров говорил обозревателю "СОЮЗа":
- Впереди третий этап реставрации - станем приводить в порядок внешний облик здания. Это чрезвычайно серьезная работа, поскольку часть майоликовой облицовки колонн утрачена, да и сами они в плачевном состоянии. К тому же предстоит воссоздать в первоначальном виде множество скульптур на кровле здания, главная из которых - "Родина-Белоруссия", венчающая купол. Хотим также заново воссоздать утерянную скульптурную группу "Партизаны Беларуси", украшавшую некогда вход...
Тогда же директор прикидывал вслух, что на все это потребуется примерно 415 миллионов российских рублей, и поскольку, подчеркивал Владимир Тишуров, проект не коммерческий, а политический, то все работы решено проводить за счет госбюджета.
- На призыв российских властей восстановить прежний облик павильонов, посвященных бывшим советским республикам, - говорил он, - пока откликнулись только три страны: мы, Армения и Кыргызстан. Но у наших коллег в чистом виде коммерческий проект - рестораны, магазины... Мы же решили создать этакий компактный многофункциональный комплекс, оазис, если хотите, Республики Беларусь.
...И вот сегодня, спустя два с лишним года, "СОЮЗ" вновь здесь. Помня финансовые прикидки директора, я интересуюсь, во сколько в итоге обошлись наружные работы?
- Пришлось укладываться в гораздо меньшую сумму, - говорит он. - Но ничего, справляемся. Финиш уже не за горами. Не хочу хвалиться, но повторю сказанное мной тогда: мы так и остались единственной из республик, кто на 100 процентов выполнил свои обязательства перед российскими властями о полномасштабной реставрации павильона. Многие наши коллеги ограничились косметическим ремонтом.
Экскурс в прошлое
Чтобы понять слова Владимира Тишурова, напомним нашим читателям, что в бытность СССР каждая союзная республика имела на ВДНХ собственный выставочный "особняк", в котором демонстрировала народно-хозяйственные победы. После распада страны эта практика прекратилась, а помещения бывших выставок надолго заняли разномастные торговцы-временщики. Их нисколько не волновало, что павильоны, в которых они разместили свои ларьки, наделены статусом исторических памятников федерального значения - они нещадно эксплуатировали ветшающие здания. В те годы в российском правительстве никто толком не представлял, что делать дальше. Но вот родилась идея - вернуть ВДНХ прежний облик главной выставки страны. Проект насколько грандиозный, настолько и затратный. Года четыре назад Владимир Путин предложил своим коллегам - президентам из бывших союзных республик: забирайте "свои" павильоны в аренду на 50 лет за символическую плату - 1 рубль в год. Правда, добавил он, с одним условием: нужно за свой счет восстановить их прежний облик. Согласились все, но рукава засучили сначала только трое. Никому не хотелось вкладывать деньги в дорогостоящее восстановление. Лишь белорусы отнеслись к предложению со всей серьезностью - выделили из госбюджета необходимые суммы и приступили к полномасштабной реставрации.
Без позолоты не обойтись
- Все скульптуры, которые здесь установили в 50-е годы, были облицованы смальтой, - рассказывает Владимир Тишуров. - Смальта - это плитки из цветного стекла небольших размеров. Они давно все осыпались и потеряли вид. Сегодня мозаика из смальты делается по современным технологиям - на стекло наносится тонкий слой золотого или серебряного напыления. Если такой плиткой покрыть скульптуру, она может стоять столетиями, не теряя вида. Но стоит смальта невероятно дорого. Впрочем, вообще реставрация - это дорогое удовольствие.
- Стройматериалы возите из Беларуси или обходитесь местными поставщиками? - спросил я.
По словам директора, большинство материалов на российском рынке стоят не дороже белорусских, поэтому нет надобности возить издалека. А вот специалисты - в основном белорусы из "Белтрансстроя", которым руководит Виталий Чайков.
- Будет ли сохранена торговая составляющая павильона? - задал я свой следующий вопрос.
- Самый больной вопрос сейчас - это эксплуатация нашего здания, - говорит Владимир Тишуров. - Да, у нас не коммерческий проект, но полностью возложить все наши текущие расходы на государственный бюджет Беларуси было бы неправильно. К тому же концепция возрождения ВДНХ, которую декларируют московские власти, состоит в полной ликвидации торговли на территории выставки. И вы, наверное, заметили, что мы уже убрали несколько ларьков у северного нашего входа, которые торговали белорусскими продуктами и товарами. Некоторые занесли внутрь, от некоторых отказались. Но полностью ликвидировать торговлю мы пока не можем.
Далее директор рассказал, что попросил у республиканских властей предоставить некий переходный период, в течение которого можно будет утрясти все вопросы с финансированием обслуживания здания.
- Мы планируем открыть, во-первых, постоянную выставку лучших белорусских товаров с одновременной продажей, а во-вторых, представить всем заинтересованным серьезную информационную помощь: здесь по определенному графику станут себя представлять белорусские министерства, области, конкретные предприятия и т.д. Хотим открыть ресторан белорусской кухни... Вообще, - продолжает Владимир Тишуров, - нам очень приятно, что мы держим слово: если договорились на уровне государств, то надо делать, хотя мы и не считаемся богатой страной. В этом, я полагаю, заключается понятие честности и порядочности, начиная с главы государства и заканчивая реставраторами.
Проблемы остаются
По подсчетам директора, затраты на восстановление внутреннего и внешнего облика здания, которое до сих пор в официальных бумагах именуется "павильоном N 18", уже превысили 600 миллионов российских рублей.
- Но проблем еще хватает, - сетует Владимир Тишуров. - Помните, я вам рассказывал, что до того как российское правительство приняло решение отдать нам павильоны в аренду за рубль в год, дирекция выставки с нас брала довольно приличную арендную плату. При том что никакой прибыли мы здесь практически не получали. Сумма наших долгов превысила тогда 30 миллионов рублей. Почему не платили? Потому что российские власти обещали решить проблему аренды. Мы, в свою очередь, предлагали зачесть задолженность в счет тех денег, которые Беларусь потратит на реставрацию. Вопрос, увы, заволокитили, хотя в российском правительстве на словах нас поддерживали. За минувшие два с лишним года ничего кардинально не поменялось - долг на нас висит, а мы продолжаем судиться с дирекцией ВДНХ. Уже, правда, отсудили около 16 миллионов рублей, еще около трех миллионов они всякими правдами и неправдами с нас взяли в счет долга. Думаю, все это не совсем порядочно по отношению к нашей стране, вложившей столько труда и денег в этот проект.
Попрощавшись с Владимиром Тишуровым, я еще раз обошел павильон вокруг и попытался представить себе, как он станет выглядеть уже через месяц-полтора. Отлично будет выглядеть. Уже сейчас, даже с неубранными строительными лесами, здание смотрится весьма привлекательно на фоне других своих собратьев, получивших лишь косметический ремонт.