Судьба столичного музея индустриальной культуры оказалась под угрозой

Велосипеды "Минск", редкие фотокамеры, первая отечественная стиральная машинка и даже легенда советской робототехники - мобильный робот Ч-ХВ-2, созданный для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, - эти и многие другие экспонаты собраны энтузиастами в Московском музее индустриальной культуры.

Представьте, что батискаф опустил вас к останкам "Титаника" на океанском дне или что, заблудившись в тропических зарослях, вы набрели на пирамиды древней цивилизации. Как ни странно, нечто подобное испытывает современный молодой человек, оказавшись среди груды разнородных экспонатов Музея индустриальной культуры. Диковинные сегодня, но когда-то такие обыденные предметы быта наших дедушек и бабушек, мам и пап наполнили целый ангар.

Вот гипсовый бюстик Ленина, наверняка долго простоявший в сельском клубе или в кабинете какого-нибудь бюрократа. А вот большой, выкрашенный бронзой Сталин. В ряд выстроились детские игрушки, швейные машинки, магнитофоны, микроволновки, кухонная утварь разных эпох советской истории. Среди завалов техники встречаются стенды, разбитые по темам, - с телевизорами, радиоприемниками, уникальными отечественными компьютерами "БК" и "Сура", кинопроекторами и лодочными моторами. А вот - импровизированные "комнаты", представляющие интерьеры разных лет: 50-х, 70-х, 80-х.

Бабушку - в экскурсоводы

Музей индустриальной культуры был создан в 2010 году на базе музея ретроавтомобилей. Все экспонаты собирались волонтерами, друзьями музея, его гостями и жителями Кузьминок. Сотрудница музея заводит патефон. В полутемном ангаре звучат песни военных лет и поздние хиты советской эстрады. Здесь гораздо больше посетителей, чем ожидаешь увидеть хмурым утром понедельника.

- Заезжаю сюда с ребенком, когда бываю в Кузьминках. Наши дети такого не понимают, не знают, не видели. Сам прихожу ностальгировать. Мой любимый экспонат - автомат с газировкой, таких больше нигде не увидите, разве что в кино, - рассказывает отец семейства Александр, пока его дочка увлеченно катает по залу хрупкую на вид советскую детскую коляску.

Кстати, вход в музей бесплатный, практически все экспонаты можно трогать, катать, включать, вертеть в руках. Здесь за такое никто не станет вас сердито одергивать. Бессменный директор музея Лев Наумович Железняков с удовольствием общается с посетителями лично.

- Самым авторитетным экскурсоводом в нашем музее будут ваши бабушка с дедушкой! Они не просто знают применение каждой вещи, но могут рассказать какие-то семейные истории, с ней связанные. Поэтому в музее нет разъяснительных табличек, - говорит Лев Наумович. - Важны не технические характеристики предмета, а та память, которую несет вещь. Людям интересно не то, сколько ламп накаливания в этом приемнике, а то, что в свое время на него была опрокинута банка с вареньем и мальчика поставили за это в угол.

Чернобыльский "мобот"

Лев Наумович рассказывает, что музею помогают порядка 20 человек, в основном молодежь. Это не официальные сотрудники, а волонтеры, как правило, жители района. Ребята приходят в свободное время и чистят, восстанавливают, систематизируют бесчисленный музейный фонд.

- Одна женщина принесла железнодорожный китель своего прадеда, - говорит Лев Наумович. - Наши волонтеры занялись этой находкой, выяснили, что это китель тормозного кондуктора 1918 года. В те времена вместо общего тормоза был такой кондуктор на одном из 3 вагонов, который останавливал вагон по сигналу машиниста. Китель прибыл в музей без пуговиц. Сейчас всем музеем ищем пуговицы по блошиным рынкам, через Интернет. Находим по одной и пришиваем. Уже нашли 6 из 14.

Один из интереснейших экспонатов музея - это так называемый "Мобот Ч-ХВ-2". После аварии на Чернобыльской АЭС уровень радиации в зоне катастрофы был настолько высок, что для выполнения части работ пришлось срочно разработать дистанционно управляемые устройства. Два таких мобильных робота (сокращенно: "мобота") были отправлены в эпицентр трагедии. А этот, третий, так и не доехал. Музею "мобота"-пионера предоставили его разработчики - КБ прикладной робототехники.

Есть здесь и экспонаты, непосредственно связанные с Беларусью. В частности, по собранной музеем коллекции можно проследить историю Минского мотоциклетно-велосипедного завода. Мотоциклы "Минск" и "Москва", первые подростковые велосипеды 50-х "Орленок" и "Ласточка" и другие.

- Велосипеды неубиваемые! - комментирует сотрудница музея Ольга. - Мы их постоянно предоставляем участникам ретровелопробегов. Уже СССР развалился, а велосипеды - ездят.

Сколько стоит память?

В небольшом вагончике, оборудованном столом и лавками, сотрудники музея обедают "без отрыва от производства". Ольга обновляет информацию на сайте музея, а директор общается с гостем, приехавшим по обмену опытом из города Александрова, - там хотят открыть экспозицию радиотехники.

- Миллиардерам интересно собирать картины великих живописцев, а нам - предметы быта. Они достойны музея не меньше, поскольку несут в себе генетическую память об уходящем поколении, - обращается ко мне Лев Наумович, угощая чаем с сушками. - Дело в том, что реальной стоимости эти вещи не имеют. Сколько может стоить, например, сковородка? Это не Алмазный фонд и не Оружейная палата.

Может, именно потому, что собранные народным музеем предметы не имеют большой материальной ценности, судьба этого места оказалась под угрозой. Территория будет выставлена на торги. Дело в том, что по закону негосударственная организация может получить право на аренду или на пользование землей только на условиях тендера. Местные власти помогают музею на протяжении всех этих лет и готовы помочь сейчас, но пока никакого конкретного решения нет.