Жюри не нашло победителей фестиваля "Окно в Европу"

Нынешний кинофестиваль "Окно в Европу", вернее, его основная конкурсная программа, осталась без победителя. Как сообщает сайт kinopoisk.ru, ни один представленный фильм, по решению жюри, не заслужил считаться лучшим в этом году. Главный приз, который по правилам вообще не выдавать все-таки нельзя, достался актрисе Ирине Купченко, сыгравшей главную роль в фильме "Училка", с формулировкой "за безупречное мастерство, достоинство и честность".

Поначалу открытое заседание жюри перед вручением наград было будничным и безобидным. Заведующий анимационным конкурсом Дмитрий Геллер заявил, что анимация жива, а "в тех фильмах, которые не были совершенны, светятся потрясающие лица", что бы это ни значило. За программу, посвященную кинопродукции, снятой совместными усилиями нескольких стран, держала ответ Наринэ Абгарян. Писательница и сценарист отметила ленту "Брат Дэян", признавшись, что творение Бакура Бакурадзе довело ее до слез: "Я плакала, потому что люди, которые прошли войну, помнят ее всегда. Мы калеки на всю жизнь. Я благодарна фестивалю за этот фильм в конкурсе. Он заставляет нас думать, быть осторожными и не забывать о том, что у нас за плечами".

Затем речь зашла об основном конкурсе. Актриса и режиссер Наталья Кудряшова первой заговорила о проблемах, главные из которых, по ее мнению, - "истончение русской актерской школы" и "максимальное упрощение сценариев". Кудряшова особо обратила внимание на публику фестиваля, которая даже откровенно неудачные работы приняла на ура.

По данной проблеме высказался еще один член жюри Владимир Котт: "Я порой ловил себя на мысли, что кино плохо сделано, ужасный сценарий, актеры фальшивят, снято кошмарно, и ни к какому искусству, творчеству это не имеет отношения. Но в то же время я видел зрителя, который очень круто реагирует, которому это кино нравится. Это не вопрос зависти. Я просто чувствую себя глупым".

Финальным минорным аккордом стало выступление председателя жюри Светланы Проскуриной. Она обратилась к коллегам с отчаянной, полной искренней боли, речью: "Дорогие режиссеры! Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать: вы о чем с ним разговариваете? Выходит человек, два часа конструляется по экрану - у него депрессия! Это с ума можно сойти! С ним ничего не происходит, но он два часа мотается".

Далее Проскурина продолжила разгром, называя вещи своими именами, а именно: монтажи - чудовищными, сценарии - чудовищными, актерскую игру - ужасной. Прозвучал ряд риторических вопросов: "Что с нами происходит?", "Почему мы проделали путь от "Чужих писем" (фильм Ильи Авербаха 1975 года - прим. ред.) вот к этому?" и "Какое кино мы хотим вернуть в кинотеатры?"

Впрочем, путь к выходу из неприятной ситуации Светлана Проскурина указала, призвав начать с себя и прекратить лгать: "Мы обожрались фальшивостью. Мы даже не понимаем, что мы едим лапшу "Доширак". Нам уже нравится ее вкус, кажется, что это высокая кухня. Давайте что-то сделаем с собой, каждый из нас, хотя бы врать перестанем".