14.08.2015 17:00
    Поделиться

    Общественная деятельность поздних передвижников конца XIX - начала XX в.

    Художники, которых условно можно объединить под общим названием "поздние передвижники", пополнили состав Товарищества передвижных художественных выставок, став на рубеже веков его основным ядром. В искусствоведческой литературе до сих пор существует мнение, что к 1900-м гг. товарищество пришло в упадок и уже не представляло единого творческого организма, способного воспринимать новые художественные тенденции. Приведенные ниже факты показывают, что оно не только успешно развивалось, но было настоящим выразителем своего времени, активным участником культурной жизни России конца ХIХ - начала ХХ в.

    Съезд русских художников и любителей художеств

    В пореформенной России возникла потребность в новой культуре, основанной на национальных традициях и достижениях западной цивилизации. Будучи неразрывно связанной со становлением русской философской мысли, которая во второй половине ХIХ в. выдвигается на авансцену общественной жизни, культура формировала основы морально-нравственных и этических представлений общества, его мировоззренческую систему. Все возрастала и роль искусства.

    Ярким событием стала передача в 1892 г. братьями П.М. и С.М. Третьяковыми в дар городу Москве своей коллекции произведений русского искусства. Одной из причин, побудивших меценатов превратить свое собрание в национальный музей, было желание сделать наследие передвижников живым участником обострившейся борьбы направлений в русском искусстве1. Важное общественное значение этого события было подчеркнуто тем, что в его честь 23 апреля 1894 г. в Историческом музее Московским обществом любителей художеств был созван первый съезд русских художников и любителей художеств. Сама идея съезда, объединявшего не только художников, но и всех сопричастных отечественному искусству, была высказана еще И.Н. Крамским в 1882 г. Тогда он выработал программу будущего мероприятия, "обнимающую самые насущные вопросы развития родного искусства", которую удалось осуществить, к сожалению, лишь после его смерти.

    П.А. Брюллов. 1910-е гг.

    В речи на открытии съезда его председатель К.М. Быковский сказал: "Когда, год тому назад, под впечатлением величавого в простоте своей события передачи городу Москве галереи бр. Третьяковых, совершившегося в присутствии государя императора, Московское общество любителей художеств постановило чествовать память этого события, то явилась мысль ознаменовать его первым съездом русских художников и любителей художеств... Ныне МОЛХ с полным сознанием трудности задачи, но с глубокой верой в жизненную силу идеи съезда, решило предпринять это дело"2.

    Своих депутатов прислали более 30 общественных, научных и художественных учреждений, среди которых были Императорские Московский и Санкт-Петербургский университеты, Русское археологическое общество, Общество истории и древностей российских, Общество поощрения художников, Московский публичный и Румянцевский музеи и многие другие. Всего же депутатов и членов, принявших участие в работе съезда, было более 600 человек. Почетным председателем был приглашен великий князь Сергей Александрович. Говоря о совете съезда, на плечи которого легла организационная работа, стоит отметить роль как уже признанных мэтров - таких, как В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, К.А. Савицкий, А.А. Киселев, так и молодых художников-передвижников: А.Е. Архипова, А.М. Васнецова, Н.В. Досекина, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, А.М. Корина, С.В. Малютина, Л.О. Пастернака, В.В. Переплетчикова, В.А. Серова. Приветственное письмо из Парижа в адрес съезда направил И.Е. Репин.

    За семь дней деятельности съезда было заслушано и обсуждено около 40 докладов. Перед участниками мероприятия представала "цельная картина опыта живого обмена мыслей, сделанного впервые для разрешения теоретических и практических задач художественной деятельности, художественного образования и вообще эстетических вопросов"3. Был поставлен вопрос о роли передвижничества в русском искусстве. Особое впечатление на собравшихся произвело приветственное слово Н.Н. Ге, который емко выразил главные идеи съезда и задачи русского искусства: "В настоящее время съехались с целой России люди, которые не только любят, которые участвуют, которые помогают и которые вместе с художниками пойдут и дальше работать на этом пути. Как старейший художник, как один оставшийся от тех, которые уже отошли, я со всею радостию, от чистого сердца приветствую тех инициаторов, которым пришло в голову сделать это бесподобное общественное дело. Было время, когда люди жили одной школой и одной семьей (я помню это время); в настоящее время мы выросли: ни школа, ни семья нас не удовлетворяют. У нас есть общественные интересы, художнику интересно знать, что делает художник-ученый в своей области, что делает художник-гражданин в своей области, потому что искусство, в конце концов, есть достояние всех к совершенству самого человека"4.

    Обложка юбилейного альбома "К двадцатипятилетию Товарищества передвижных художественных выставок". 1899 г.

    Передвижники расставляют кадры

    В 1897 г. товарищество праздновало двадцатипятилетний юбилей своего существования. Большой юбилейный альбом, в котором были представлены фототипии почти двухсот лучших картин участников передвижных выставок, иллюстрировал историю развития передвижничества в русском искусстве. Альбом предваряла вступительная статья, в которой давался краткий обзор деятельности передвижников. Помимо финансовых итогов была сделана попытка подвести итоги просветительской деятельности, всегда имевшей приоритетное значение в делах товарищества.

    Важным событием культурной жизни стало открытие в марте 1898 г. Русского музея Александра III в Петербурге. Экспонаты разместились в Михайловском дворце. На собрании Академии художеств 27 января 1897 г. выбиралась кандидатура хранителя Русского музея, которым стал художник-передвижник П.А. Брюллов. Члены товарищества не были пассивными наблюдателями, наоборот, принимали активное участие в этом процессе, о чем свидетельствуют неоднократные упоминания в переписке художников. Так, в письме К.А. Савицкому от 9 января 1897 г. А.А. Киселев писал: "Кого бы выбрать в хранители музея... В будущую среду мы поговорим об этом в товариществе, и тогда я напишу Вам и Мясоедову"5. И он же через несколько дней после утверждения кандидатуры писал: "Вы, может быть, уже слышали, что кандидаты на должность хранителей музея Александра III выбраны Альб[ерт] Бенуа и Брюллов..."6

    Преподаватели Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1894 г.

    В конце 1880х - 1890-е гг. в товарищество вливается большая группа молодых художников: А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, К.В. Лебедев, И.С. Остроухов, С.И. Светославский, А.С. Степанов, А.М. Васнецов, А.Н. Шильдер, С.Д. Милорадович, В.А. Серов, Э.Я. Шанкс, И.П. Богданов, А.М. Корин, Н.П. Богданов-Бельский, И.И. Ендогуров, В.Н. Бакшеев, М.В. Нестеров, Н.В. Орлов, К.К. Костанди, С.В. Иванов, С.А. Виноградов, А.Л. Ржевская, С.Ю. Жуковский, А.В. Маковский, А.П. Рябушкин, К.А. Коровин, Л.О. Пастернак, Н.К. Пимоненко, Л.В. Попов, К.К. Первухин, П.И. Петровичев, С.В. Малютин и др. Это была не просто талантливая молодежь, но сформировавшиеся художники со своими взглядами на искусство и видением современной действительности. Под их влиянием облик самого товарищества стал неизбежно меняться, адаптируясь к новым требованиям времени.

    Среди тех художников, которые хотели связать свою судьбу с передвижниками, были и выпускники Академии художеств, и представители национальных школ (например, украинской, армянской), но в подавляющем большинстве это были воспитанники Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое имело традиционные связи с товариществом.

    Начиная с того времени, когда руководителем натурного класса училища был В.Г. Перов, оно тесно сблизилось с передвижниками, к которым принадлежали и многие преподаватели (В.Е. Маковский, В.Г. Перов, Н.В. Неврев, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий). Училище под руководством Перова стало объединительным центром передвижничества в Москве: здесь проходили как ежегодные передвижные выставки, так и еженедельные собрания членов товарищества. Перов был инициатором восстановления организации ученических выставок, которые с 1872 г. стали проводиться регулярно.

    А.М. Корин. Под огнем. 1915 г.

    Само училище было сильно своим традиционализмом. Лучшие выпускники становились преподавателями и воспитывали следующее поколение художников. Так, в начале 1890х гг. бывшие ученики С.А. Коровин и Н.А. Касаткин возглавили оригинальный класс, А.М. Корин и К.Н. Горский - головной, фигурным классом руководили Л.О. Пастернак и С.Д. Милорадович; К.А. Савицкий и А.Е. Архипов стали вести натурный класс. Главой скульптурного класса назначили С.М. Волнухина. Впоследствии преподавали В.А. Серов, И.И. Левитан, А.С. Степанов, В.Н. Бакшеев, К.В. Лебедев, С.В. Иванов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, П.П. Трубецкой и другие7.

    Большую роль сыграли передвижники и в реформировании Академии художеств в 1893 г. Непростая история взаимоотношений товарищества и академии насчитывала не один десяток лет, однако теперь инициатива привлечения передвижников исходила от самой Академии и речь шла не о номинальном сотрудничестве, а о реальном привлечении мастеров реалистической живописи к преобразованию педагогической системы. В результате И.Е. Репин, В.Е. Маковский, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, А.А. Киселев получили звания и классы в Академии художеств, привнеся тем самым новые формы в систему воспитания молодых художников. Не всегда такие перемены благоприятно сказывались на творчестве. Так, например, вспоминая о дорогом и уважаемом учителе В.Е. Маковском, художник С.А. Виноградов писал: "Когда реформировали Академию художеств, Владимир Егорович был приглашен туда в руководители жанровой мастерской и переехал из Москвы в Петербург, кажется без особой охоты. В нем уж такая Москва была - чувствовалась. Да и на его творчестве, по-моему, отразилась заметно утеря почвы, с которой он корнями сросся"8. В.Д. Поленов, наоборот, отказался от места в Академии. С.А. Виноградов писал: "Много видел, много изучил. А потом, оставив училище и не приняв приглашение в петербургскую Академию художеств, уехал в свое имение Бехово на Оке и там написал множество вещей... В Бехове построил он большой дом и в нем много мастерских для молодых художников - его учеников, которых усиленно приглашал жить там и работать"9.

    Продолжали активно работать старшие передвижники: Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, А.К. Беггров, В.М. Максимов, Е.Е. Волков, П.А. Брюллов, А.А. Киселев, Н.В. Неврев, Н.Н. Дубовской и другие. До 1908 г. выставляется В.И. Суриков. Огромную роль сыграл И.Е. Репин, связавший с товариществом свою творческую судьбу. Присутствие на выставках корифеев передвижничества притягивало молодежь. Состав объединения пополнялся одаренными живописцами на протяжении всех 1900-х и 1910-х гг. В это время к товариществу присоединились Н.В. Досекин (1900), Л.В. Попов (1903), В.К. Бялыницкий-Бируля (1904), А.В. Моравов (1904), С.Г. Никифоров(1905), И.П. Похитонов (1905), П.И. Петровичев (1906), М.Ф. Шемякин (1908), В.А. Суреньянц (1910), Л.В. Туржанский (1911), Я.Д. Минченков (1913), М.М. Зайцев (1914).

    Выставки и меценатство

    Помимо ежегодных выставок, открывавшихся регулярно на рождественские каникулы и экспонировавшихся в обеих столицах, передвижники пытались вводить в жизнь новые формы выставочной деятельности. Стали пользоваться популярностью параллельные выставки непроданных произведений. С 1903 г. проводились выставки "Этюдов, эскизов, рисунков", имевшие самостоятельное значение. В 1904 г. в здании Смоленской земской школы была открыта так называемая "Первая народная выставка". За восемь дней ее посетили свыше тысячи человек.

    Важное место в жизни товарищества занимала благотворительная деятельность. В 1914 г. прошла выставка "Этюдов, эскизов, рисунков" под лозунгом "Художники - товарищам воинам", средства от которой были направлены в помощь пострадавшим в Первой мировой войне воинам и их семьям. В том же году литературно-художественный кружок "Среда" устроил выставку рисунков и акварелей в пользу Иверской общины сестер милосердия, в которой приняли участие В.К. Бялыницкий-Бируля, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, А.М. Корин.

    Помогали и русским пленным. Так, специально организованный комитет "Москва - русским воинам в плену" занимался сбором средств для русских пленных. Доказательством активного участия в этом мероприятии художников является благодарственное письмо, написанное княгиней Гагариной А.С. Степанову: "Комитет "Москва - русским воинам в плену" приносит Вам свою глубокую благодарность за Ваш ценный вклад в собрание художественных произведений живописи, скульптуры, графики и проч., предназначенных для продажи с аукциона в пользу русских военнопленных"10. Все вырученные с аукциона средства в размере 7500 руб. были отданы в "Комитет помощи русским военнопленным и застигнутым войною за границей"11.

    Многие художники принимали участие в благотворительных изданиях, средства от продажи которых шли также в пользу жертв войны. Примером такого сотрудничества может служить сборник стихов В.А. Гиляровского "Грозный год", вышедший в 1916 г. Над его оформлением трудились лучшие художники, среди которых было немало передвижников: В.Н. Бакшеев, В.М. Васнецов, А.М. Корин, С.В. Малютин, М.В. Нестеров, В.В. Переплетчиков, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, А.С. Степанов.

    В ряде случаев передвижники были инициаторами устройства художественных отделов в уже существовавших музеях, как это было в начале 1900-х гг. в Тобольском губернском музее. Возникновение Вятского художественного музея в 1910 г. произошло благодаря усилиям московских художников, таких, как А.М. Васнецов, В.Н. Бакшеев, А.М. Корин, С.В. Иванов, И.С. Остроухов, передавших в его фонд свои произведения, которые участвовали в первой выставке Вятского художественного кружка. В 1913 г. уроженец Уфы М.В. Нестеров передал в дар родному городу коллекцию произведений русских живописцев второй половины XIX - начала XX в., среди которых было немало его собственных картин. Подаренная им коллекция стала основой ныне существующего Башкирского государственного художественного музея, носящего его имя.

    Этими данными деятельность Товарищества передвижных художественных выставок не исчерпывалась, она была намного шире и затрагивала важные сферы общественной жизни. И на рубеже веков передвижники продолжали оставаться одним из крупнейших художественных объединений, значение которого до сих пор не оценено по достоинству.

    С.А. Виноградов. Москва - Русским войнам в плену. 1915 год. Плакат.


    Примечания
    1. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. Исследования. Очерки. М., 1984. С. 63.
    2. Михеев В.М. Труды первого съезда русских художников и любителей художеств, созванного по поводу дарования галереи П. и С. Третьяковых городу Москве. Положение о первом съезде русских художников и любителей художеств в Москве в 1894 году. М., 2014.
    3. Там же.
    4. Там же. С. 217-218.
    5. Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. / Под ред. С.Н. Гольдштейн. М., 1987. С. 506, 536.
    6. Там же. С. 509.
    7. Корина Н.Д. Московское училище живописи, ваяния и зодчества как центр формирования московской школы живописи в середине XIX - начале XX века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва). 2014. N 2 (14). С. 117-135.
    8. Виноградов С. Прежняя Москва. Воспоминания. Рига, 2001. С. 71.
    9. Там же. С. 76.
    10. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи. Ф. 132. Ед. хр. 19. Письмо княгини Гагариной А.С. Степанову от 30.06.1916.
    11. Там же.

    Поделиться