Информаторам запретят работать сразу на две спецслужбы

Новый законопроект предлагает запретить профессиональным информаторам спецслужб заключать контракт сразу с двумя ведомствами. Тайному человеку придется сосредоточиться на каком-то одном участке невидимого фронта.

Такой запрет прописан в проекте Оперативно-разыскного кодекса РФ, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Как сказано в пояснительной записке, в документе впервые регламентирована процедура проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Некоторые положения проекта кажутся строчками из детектива. "Легендирование организации", "конспирация", "оперативное внедрение". Помните, как Шарапов оказался в банде? В проекте рассказывается как раз о таких вещах.

Редкий законопроект читается так же легко и захватывает с первых строк. Впрочем, в отличие от обычного детектива, необычной развязки в конце документ не дает: секретные вещи по-прежнему остаются секретными. Нам сообщают только общую фабулу.

Например, одна из закрытых тем в жизни спецслужб - это работа с секретными агентами. Речь о тех, кто официально, но, естественно, строго секретно заключил контракт со спецслужбами и помогает им получать нужную информацию. Их называют по-разному: информаторы, осведомители. Они не являются штатными сотрудниками спецслужб. Однако без таких людей правоохранительным ведомствам не обойтись.

Кстати, недавно был принят закон, гарантирующий секретным осведомителям право на пенсию. Тайное сотрудничество с правоохранительными органами будет включаться в трудовой стаж. Необходимые сведения спецслужбы станут отправлять в Пенсионный фонд установленным порядком с соблюдением секретного режима. Нынешний законопроект предлагает расширить социальные гарантии осведомителей. Но при этом особо оговаривается, что человек может заключить трудовой договор о конфиденциальном сотрудничестве только с одним оперативно-разыскным органом. Подрабатывать еще где-то на секретной стороне не получится.

Менять кураторов по жизни можно. Но каждый раз, заключая новый трудовой договор с очередной спецслужбой, гражданин будет обязан сообщить о фактах его прежнего сотрудничества с оперативно-разыскными органами. Рассчитывать, мол, промолчишь - не узнают, не стоит. Там у людей такая работа: знать все и про всех.

Спецслужбам запретят привлекать к платному сотрудничеству депутатов, судей, прокуроров, адвокатов и священников. Причины понятны.

Во время опасных заданий, возможно, агентам станет немного легче от мысли, что за семью можно не беспокоиться. В том смысле, что ее без гроша не оставят. Если при выполнении секретного поручения человек погибнет, его семья получит единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего, а также пенсию по случаю потери кормильца.

Вообще, тайные премии могут получать все, кто так или иначе поможет спецслужбам. "Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются", - говорится в проекте.

Однако дело не только в деньгах. Не все идут сотрудничать со спецслужбами по зову души, скажем, желая бороться с неправдой. Некоторых вынуждают к тому обстоятельства. Проект дает специальные стимулы бандитам перебежать на другую сторону: если кто-то из членов преступной группировки стал активно сотрудничать с правоохранительными органами, его могут освободить от уголовной ответственности. За решетку пойдут только его дружки. Правда, на таком человеке не должно быть крови. Оперативников и секретных осведомителей, внедренных в банды, тоже не накажут за нетяжкие преступления. В среде бандитов надо поддерживать воровские повадки, от этого не уйдешь.

Сегодня оперативно-разыскную работу регулируют более 60 нормативных правовых актов. Инициатор проекта хочет свести ключевые нормы в один документ. Правда, эксперты неоднозначно отнеслись к проекту. "Подавляющая часть оперативно-разыскной деятельности является негласной, ведомственные акты, регулирующие эту деятельность, обоснованно носят разные грифы секретности и никак не могут быть сведены в единый закон", - считает эксперт Федеральной палаты адвокатов России Борис Золотухин.

По его словам, хорошо, что законопроект предлагает регламентировать некоторые понятия, используемые в ходе оперативно-разыскной деятельности, и детализировать порядок секретных мероприятий. "Но считаю, что здесь вполне достаточно корректировки действующего закона", - считает он.