Сегодня ретейлеры как в Москве, так и в других регионах нашей страны испытывают одни и те же проблемы - рост арендных ставок, валютные риски, падение выручки, вынуждающее продавцов повышать стоимость товаров. И, конечно, общее уменьшение объемов продаж, возникшее вследствие падения покупательской способности.
Главный вопрос, решение которого сейчас волнует всех ретейлеров, - номинирование договоров аренды в иностранной валюте. Большая часть арендодателей выставляют арендные ставки в долларах, евро либо в условных единицах, что является рудиментом из 1990-х годов, когда большинство расчетов производилось в валюте. Но сейчас ситуация в корне изменилась: сегодня вся цепочка взаиморасчетов до конечного потребителя производится исключительно в рублях.
Ситуация с дестабилизацией курса рубля обернулась для участников отрасли проблемами, зачастую грозящими банкротством. Если раньше у компаний затраты на аренду составляли 10-20% от выручки, то после деноминации они выросли вдвое и стали достигать 20-40%. В такой ситуации компании вынуждены урезать программы развития, сокращать сотрудников. В итоге государство недополучает налоги, и возникают условия, препятствующие развитию предпринимательства в России. При этом невозможно переоценить значимость отрасли для экономики страны, поскольку в ней работают сотни тысяч людей, а вынужденное увеличение стоимости продаваемых ретейлерами товаров напрямую влияет на параметры инфляции.
Мы считаем, что сложившуюся ситуацию можно решить, если запретить выставление арендной ставки в иностранной валюте. Это станет действенной мерой, которая в итоге добавит стабильности индустрии и экономике страны в целом, приведет к налаживанию нормальной работы рынка. Кроме того, участникам рынка это придаст определенный оптимизм, дав благотворное влияние на важный сейчас психологический фактор. И самое главное - это позволит стимулировать создание независимой от внешнего воздействия финансовой системы России.
Отдельно стоит отметить проблему подготовки кадров для отрасли. Сейчас в России отсутствует система должного уровня подготовки кадров, что вынуждает участников рынка содержать собственные учебные центры. При этом учебные заведения не готовят выпускников по специальностям, необходимым ретейлерам, а в учебных планах вузов отсутствуют необходимые для подготовки специалистов компетенции.
Кроме того, очевидно избыточное регулирование деятельности предприятий розничной торговли, отсутствие централизованной информации о региональных требованиях, что неминуемо приводит ретейлеров к дополнительным издержкам и риску возникновения административного давления.
Поскольку в последнее время появляется все больше торговых центров, которые заманивают потребителей не только обилием находящихся в них магазинов, но и возможностью проведения досуга, наиболее перспективным видится развитие именно этого вида шопинга. Набирает популярность пришедший к нам из Европы формат "Аутлет-центров" - торговых центров, специализирующихся на продаже одежды именитых брендов со скидками. Это не значит, что магазины типа "стрит-ретейл" со временем уйдут в прошлое, скорее всего, мы будем наблюдать их переформатирование.
Из-за своего удобства для покупателей набирают популярность так называемые "острова" - магазины, расположенные в центре вестибюлей торговых центров, аэропортов, вокзалов и так далее. А что касается самих магазинов, в последнее время мы можем наблюдать настоящую битву за покупателя - ретейлеры стремятся привлечь клиентов современным модным дизайном, стали уделять огромное внимание качеству предоставляемых сервисов и мерчандайзингу.
Одним из важнейших пунктов в развитии сетевого ретейла является вопрос качества товаров и услуг. Мы считаем, что необходимо формализовать этические нормы ведения бизнеса в нашей индустрии путем разработки и внедрения кодекса добросовестных практик в сферах конкуренции, взаимоотношений с контрагентами и персоналом. Это приведет не только к установлению контроля качества оказываемых услуг, но и к формированию позитивного имиджа отрасли в обществе и повышению престижа профессии. Необходимо понимать, что решение отдельных проблем ретейлеров приведет к улучшению качества услуг в торговых сетях, а также к возможному снижению цен, что неминуемо почувствуют на себе конечные потребители - наши покупатели.