Так считает бывший партнер Джорджа Сороса Джим Роджерс. "Сейчас все переходят на доллары США, но только потому, что больше не на что", - сказал он в эфире телеканала "Россия 24". По словам американского инвестора, у доллара огромные трудности, но у остальных валют проблем еще больше.
О чем мечтать не следует, так это о крахе доллара, считает заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. Крах доллара означал бы мировой финансовый кризис, который не пощадил бы и Россию, даже несмотря на низкий уровень российского госдолга. На доллар приходится 60 процентов глобальных финансов, на евро - 20-25 процентов, остальным валютам далеко до этих тяжеловесов.
Рост курса доллара к большинству мировых валют не был неожиданностью. В ретроспективе хорошо видны его 15-17-летние циклы укрепления-ослабления. И это не какие-то мифические волны, они связаны с вполне конкретными бизнес-циклами в США, а те, в свою очередь, отражаются на дифференциале процентных ставок по долговым ценным бумагам США и Германии - когда разница между ними нарастает, доллар укрепляется, и наоборот. Сейчас мы на повышательном склоне, и он может продлиться еще два-четыре года, прогнозирует Яков Миркин.
Ожидаемые в ближайшие месяцы события - переход Федеральной резервной системы США к политике повышения процентных ставок, схлопывание гигантского пузыря на рынке ценных бумаг США - тянут в сторону еще более сильного доллара. Для России это крайне неблагоприятно, потому что сильный доллар при прочих равных условиях означает низкие цены на основные товары российского экспорта, на нефть, газ и металлы.
А вообще-то мыльными пузырями пронизана жизнь финансовых рынков, они встроены в них и каждый раз успешно преодолеваются рынками в целом, хотя отдельным их участникам сильно достается. Когда вся толпа видит, что какой-то актив укрепляется, она бросается его покупать, и наоборот. "Поведенческие финансы" придают остроту движению финансовых рынков, это острая приправа, которая неизменно сопровождает их функционирование.
Так или иначе, доллар останется ядром глобальной финансовой системы и после того, как перейдет к снижению.
И поскольку на все эти процессы повлиять мы бессильны, российской экономике нужно или перетерпеть очередной цикл сильного доллара, или рассматривать его как вызов для того, чтобы создавать свои собственные стимулы для экономического роста, считает Яков Миркин.