К таким выводам пришли эксперты Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве России.
По их словам, наиболее высокое присутствие местных поставщиков в региональном госзаказе зафиксировано в Ингушетии (97,6 процента), Татарстане (92,3 процента) и Карачаево-Черкесии (91,4 процента). При этом в Ингушетии и Карачаево-Черкесии средняя стоимость госконтракта у местных исполнителей более чем в 10 раз превысила среднюю стоимость госконтракта у "чужаков".
Дискриминация поставщиков товаров и услуг "не с нашего двора" нарастает, явление принимает масштабный характер, говорят аналитики. При этом Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) жалобами на необъективность оценок по неценовым критериям не занимается. По словам ведущего сотрудника Центра макроэкономических исследований Александра Гусева, в наиболее "патронируемые" сферы сегодня входят строительство, потребительский сектор (продукция сельского хозяйства, продукты питания, алкогольные напитки и так далее).
Протекционизм в регионах растет и на уровне малых по стоимости (то есть до миллиона рублей) госзаказов в сферах, не связанных со строительством. Например, в сфере подписки на периодические издания, производстве офисной, медицинской мебели.В 2013 году на "местные" компании приходилось 70 процентов государственного регионального заказа, или 1,22 из 1,74 триллиона рублей. Наименьший уровень протекционизма авторы исследования зафиксировали в Ленинградской (11,8 процента), Тюменской (19,5 процента), Смоленской (25,2 процента), Московской (28,1) и Амурской (28,7) областях.
Почему, например, Амурская область? В этом отдаленном малочисленном регионе, энергетическом доноре, с населением в 810 тысяч человек, нет своих производителей, слабо развита сеть поставщиков. Поэтому товары, оборудование, расходные материалы к нему, лекарства по вполне объективным причинам приобретаются у компаний других регионов, в том числе, у соседа, Хабаровского края, поясняет советник управления правовой экспертизы Аналитического центра при правительстве РФ Алексей Ширяев.
Кстати, обсуждая проблему протекционизма госзакупок, многие эксперты не связывают ее с коррупцией. Причина такого поведения региональных властей - экономическая, поясняет Александр Гусев. Свободное перемещение денег, по его словам, грозит обескровить хозяйства многих регионов, особенно тех, у которых нет гарантированных финансовых потоков, генерируемых местной конкурентоспособной промышленностью.
Но есть и другое мнение. По мнению ведущего научного сотрудника Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Андрея Чернявского, поставщики или местные производители, их отраслевые союзы неизбежно вступают в особые отношения с властью. "Если местный рынок закрывается для других подрядчиков, которые строят дороги в 10 раз дешевле, а продукты питания из соседних областей обходятся дешевле, то объяснять такие решения благими намерениями нельзя", - подчеркивает он.
Система "свой-чужой", продолжает он, приводит к тому, что выигрывают местные производители, а проигрывает экономика. И, в целом, население. Локальный протекционизм ведет к нарушению конкуренции - а значит, повышению цен, более дорогих и низкого качества товаров и услуг, заключает Чернявский.
По его словам, региональный протекционизм надо выводить из "тени". Как? Легализовать допустимые формы протекционизма, прежде всего, в рамках федеральной контрактной системы (ФКС) и направить на развитие межрегиональной экономической интеграции, предлагает рецепт Алексей Ширяев. По принципу уже действующих преференций для малого бизнеса, когда устанавливается четкая доля госзаказа, размещаемого среди организаций-нерезидентов, перечень товаров и услуг. По его мнению, в регионах можно утвердить такие списки продукции (работ и услуг внутренних производителей и поставщиков), которые официально будут под защитой законодательства.
Дополнительной мерой по расширению географии участников региональных государственных закупок, добавляет эксперт, могло бы стать установление ценовых преференций для компаний- производителей продуктов длительного хранения, медицинского оборудования, стройматериалов и инструментов, мебели и так далее из отдаленных федеральных округов. Это бы компенсировало им транспортные расходы и другие затраты, связанные с расстояниями, констатирует Алексей Ширяев.