Лизинговые компании вынуждены искать новые источники фондирования. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), например, использует возможности привлечения средств на долговых рынках. Как рассказал заместитель генерального директора ГТЛК по работе с клиентами Владимир Добровольский, недавно принято решение о размещении трех выпусков биржевых облигаций общей суммой 12 млрд руб. "Размещение облигаций является для компании одним из основных способов фондирования, т.к. не требует обеспечения по сделке, а также позволяет диверсифицировать источники заимствований", - отметил эксперт.
Важным и перспективным источником привлечения инвестиций в компании называют и азиатские рынки капитала. Примером в этом направлении может служить финансирование ГТЛК поставки "Аэрофлоту" 8 магистральных судов. Для реализации сделки в Промышленном коммерческом банке Китая (ICBC) открыта кредитная линия на $800 млн. Этот выход на азиатские финансовые рынки стал дебютным как для ГТЛК, так и для всей отечественной лизинговой отрасли в целом.
"Операционный лизинг по-прежнему является преобладающим инструментом, - отметил директор Управления по развитию международного бизнеса "Сбербанк Лизинг" Павел Пискун. - При этом в связи с ухудшением финансового состояния авиакомпаний возможности реализации сделок финансового лизинга сократились. Новых сделок по приобретению самолетов иностранного производства практически нет, рассматриваются проекты по финансированию самолетов, законтрактованных в предыдущие годы".
Добровольский рассказал, что на фоне падения рынка лизинга в целом смещение спроса со стороны финансового лизинга в сторону операционного стало четко прослеживаться с 2014 года. Происходит это не от хорошей жизни. "Проблемы есть как у лизингодателей, так и у лизингополучателей, и чтобы как-то их решать, необходимо договариваться, идти навстречу друг другу, - отметил Добровольский. - Перевод имущества из финансового лизинга в операционный и увеличение спроса на операционный лизинг является одним из путей решения возникших в результате кризиса проблем". Благодаря операционному лизингу лизингополучатели могут получить во временное пользование дорогостоящую технику, на покупку которой у них нет ни собственных средств, ни доступного кредитования. Развитию операционного лизинга также способствует проблематичность разработки лизингополучателями ближне- и среднесрочных планов развития в непростых экономических условиях.
С 2009 года действует госпрограмма субсидирования лизинговым компаниям части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских банках и Внешэкономбанке, на закупку воздушных судов для передачи их авиакомпаниям по договорам лизинга. На 2015 год по программе выделено 2,7 млрд руб. Также на субсидии из федерального бюджета могут претендовать авиакомпании (Постановление правительства N 1212) - за счет них возмещается часть затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда. "Механизмы господдержки работают, постановление N 1073 активно используется лизинговыми компаниями и позволяет предложить конкурентоспособную процентную ставку, - рассказал Пискун. - Постановление N 1212 является мерой поддержки региональных авиакомпаний, со своей стороны, мы считаем необходимым прямо указать в тексте документа, что самолеты, профинансированные с его помощью, могут быть задействованы на международных воздушных линиях". Несмотря на разъяснения минтранса, в документе указано, что самолеты должны использоваться для перевозок на региональных линиях, поэтому многие авиакомпании видят в этом риск отзыва субсидии и менее активно прибегают к этому инструменту поддержки.
"Практика субсидирования лизинга в сегменте авиации сейчас применяется весьма активно, мы оцениваем ее положительно, - отметил Добровольский. - Во многом именно благодаря программам субсидирования у нас сейчас развивается региональная авиация, региональные авиаперевозки, на рынок выводятся новые продукты".
Справка "РГБ"
По данным RAEX ("Эксперт РА"), за прошлый год сокращение объема сделок с авиатранспортом в сумме новых договоров лизинга составило 44,3%. Как отмечают аналитики агентства, авиационная отрасль в 2014 году столкнулась с заметными проблемами. В частности, на объемах международных авиаперевозок негативно отразилось падение курса рубля, а они, в отличие от внутренних рейсов, давали значительную часть прибыли для авиакомпаний. Кроме того, ослабление рубля сказалось и на росте суммы лизинговых платежей, так как подавляющая часть лизинговых договоров заключена в иностранной валюте.