В Лондоне откроется выставка об освоении космоса Советским Союзом

В день рождения Константина Эдуардовича Циолковского, 17 сентября, в Музее науки в Лондоне откроется выставка "Космонавты. Рождение космической эры", организованной Музеем науки и РОСИЗО. В проекте, подготовка которого шла несколько лет, принимают участие не только 19 российских музеев, но и федеральное космическое агентство "Роскосмос", Британский Совет, компания BP, а финансирование выставки обеспечили Министерство культуры РФ и частные фонды Art Russe и Blavatnik Family Foundation.

Надо сказать, что тема космоса в арт-проектах сегодня одна из самых востребованных. В 2011 году интересный проект "Русский космос" показывал Мультимедиа Арт Музей в Италии и в Москве. Тогда в экспозиции встретились рисунки Малевича, работы современных художников и рукописи, личные вещи К.Э. Циолковского из архива Российской Академии Наук. Совсем недавно была выставка в Москве "К полету готов!", одной из "точек опоры" которой стал архив летчика-испытателя Марка Галлая. Он готовил первых космонавтов. О лондонском проекте рассказывает Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи, которая участвовала в проекте, еще возглавляя РОСИЗО.


В чем специфика проекта, подготовленного для Музея Науки в Лондоне?

 

Зельфира Трегулова: Нынешний проект - абсолютно уникальный. Я убеждена, такого масштаба выставка делается впервые в мире. Идея была показать, как ростки "космической эры" появлялись, крепли в России, как они вдохновляли людей, как прожекты и мечты становились реальностью… Поэтому прежде всего выставка будет охватывать широкий временной пласт. Плюс - невероятно разнородный материал. Он начинается даже не с проектов Константина Циолковского, а с текстов русского философа-космиста Николая Федорова и заканчивается спускаемыми аппаратами кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и моделями советских космических станций. Здесь дореволюционные рисунки и полотна Ильи Чашника и Ивана Кудряшова будут соседствовать с проектом летающего города Георгия Крутикова, созданного им в 1928 году. Здесь будет портрет Сергея Павловича Королева, написанный… Юрием Константиновичем Королевым, он был директором Третьяковской галереи, и подлинный космический аппарат, в котором спускалась Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт. На выставке будет тренировочный костюм Терешковой и часть ее полетного скафандра. Мы очень надеемся, что она сможет принять участие в торжественной церемонии открытия этой выставки.

Это не художественный проект в чистом виде. Фактически это проект, в котором встречается утопия и история, искусство и плод научных прозрений, инженерного расчета, идеология и мастерство рабочих людей.

Освоение космоса было связано не только с мечтами Николая Федорова о воскрешение мертвых и заселении ими пространств Вселенной, но и с соревнованием сверхдержав. Работа "на космос", как и на "мирный атом", всегда была одной из самых засекреченных областей. Будут ли открыты некоторые тайны спустя почти 55 лет после запуска первого пилотируемого космического корабля?

Зельфира Трегулова: Среди экспонатов, представленных на выставке, будут не только уникальные, неизвестные ранее публике документы, модели спутников и спускаемые аппараты легендарных героев космоса, скафандры и тренировочные костюмы советских космонавтов, но и объекты, о существовании которых мало кто знал. Я уж не говорю о тех, кто мог их видеть.

Признаться ли? Когда англичане сказали, что они хотят получить на выставку из МАИ модель - в натуральную величину! - космического корабля, на котором Алексей Архиповович Леонов должен был приземлиться на Луне, я поначалу даже не поверила, что подобный объект существует. Но мне простительно, я искусствовед по образованию, а не конструктор космических аппаратов.

Все знали, что при Королеве очень серьезно шла работа над полетами на Луну. Но что она дошла до такой степени разработки, я не могла себе представить. Когда мы попали в ангар МАИ и я увидела этот почти 10-метровый гигантский объект из титана, первая мысль была: "И моя организация должна организовать перевозку в Лондон этого? Это невозможно".

Легче отправить эту модель на Луну? Проблема решилась?

Зельфира Трегулова: Оказалось, все возможно. Аппарат разобрали. Причем разбирали его те же инженеры и механики, которые в свое время занимались его сборкой. Многим из них сейчас уже по 70-75 лет. Знакомство с этими людьми было отдельным подарком судьбы. 

Я читала где-то, что Сергей Павлович Королев завещал похоронить свой прах в капсуле на Луне. И космонавты даже мечтали выполнить его последнюю волю, но не получилось…

Зельфира Трегулова: Об этом, наверное, лучше спросить у его дочери.

Известно, что для фильма Кубрика 1968 года вращающуюся космическую станцию придумал Вернер фон Браун, тогда он работал в НАСА. Инженеры "Роскосмоса" не участвовали в разработке идей показа своих объектов?

Зельфира Трегулова: Нет. Предприятия "Роскосмоса" предоставили те экспонаты, которые у них просили кураторы выставки. Плюс они передали образовательные видеоматериалы для этого проекта. 

С кем было труднее договориться: с лондонским Музеем науки о подготовке и показе выставки или с нашим "Роскосмосом"?

Зельфира Трегулова: Лондонский Музей науки давно хотел сделать выставку, посвященную освоению космоса русскими. Переговоры начинались еще в 2011 году, когда в Великобритании в связи с 50-летием первого полета человека в космос был осуществлен замечательный, на мой взгляд, проект. Была сделана копия памятника Гагарину - того, что в Звездном городке, и памятник был поставлен в самом центре Лондона, на дороге от Букингемского дворца к Трафальгарской площади. Он год стоял в Лондоне, а потом его перевезли в Гринвич. Но мне кажется, только с приходом в Музей науки его нынешнего директора Иэна Блетчфорда, который был ранее заместителем директора Музея Виктории и Альберта, проект получил новое развитие. Понятно, что для человека из Музея Виктории и Альберта этот проект по определению не мог быть чисто техническим. Самоотверженности Иэна Блетчфорда и нацеленности на достижение результата, стремлению сделать эту выставку проектом, представляющим Россию и рождение космонавтики самым лучшим образом, трудно найти аналоги.

В конце концов, освоение космоса - давняя мечта людей. Россия тут выступает как представитель человечества. Собственно, Юрия Гагарина, первого человека, полетевшего в космос, все воспринимали не только как советского или русского летчика, но и как человека с планеты Земля.

Зельфира Трегулова: Конечно. На выставке, много интересных материалов, в том числе тех, что заставляют задуматься, почему первым в том космическом соревновании оказался Советский Союз. Первый запуск космического аппарата и первый пилотируемый полет состоялись в стране, которая только-только, 16 лет назад, пережила самую страшную войну ХХ века. Это подтверждает, какой невероятный потенциал у страны, насколько высок был интеллектуальный уровень и возможности технического развития.

Тема космоса получила разнообразное продолжение в литературе, кино. Можно вспомнить фильм Протазанова "Аэлита"…

Зельфира Трегулова: С невероятными футуристическими костюмами Александры Экстер. Мысль о космосе, о Луне и Марсе в голодной стране 1920-х годов шла рука об руку с идеями революции жизни!

Мечта о космосе и мечта о революции - близнецы-сестры?

Зельфира Трегулова: Революция сыграла огромную роль в опрокидывании существовавших норм, границ, привычных основ. Она, если так можно выразиться, раздвинула горизонт воображения. Не только для отдельных людей, для всей страны. Думаю, что это вполне объясняет, почему эти успехи в освоении космоса выпали на долю Советского Союза. Только привычкой за годы войны к аскетичной полувоенной организации жизни этот прорыв, видимо, не объяснить. Как невозможно свести рассказ о невероятной личности Сергея Павловича Королева к рассказу о его заключении и работе в лагерных "шарашках".

Он так мечтал о пилотируемом полете на Луну! Почему, кстати, он не состоялся? 

Зельфира Трегулова: Королева не стало в 1966. Мне кажется, ответ в этом. К вопросу о том, что незаменимых людей нет. Потом наступил период брежневской стагнации.

Получается, что идеологическое освобождение и прорыв в интеллектуальном развитии связаны?

Зельфира Трегулова: В данном случае, думаю, это не случайное совпадение. Космос изначально объединял людей. Я очень хорошо помню апрель 1961 года. Мне было шесть лет. Мы с родителями жили в коммунальной квартире. Мы не разговаривали с соседями, и у нас не было телевизора. В тот момент, когда передали по телевизору о полете Гагарина, враждующие с нами соседи пригласили к себе в комнату всю коммунальную квартиру смотреть телевизор. Через некоторое время бои коммунального значения, естественно, возобновились. Но в тот момент мы все, затаив дыхание, смотрели на первого космонавта Земли.

Люди моего поколения это хорошо понимают. В апреле 2011 года, когда было 50-летие полета Гагарина, я оказалась в Лондоне в составе группы из Музеев Московского Кремля, которую возглавляла Елена Юрьевна Гагарина. Помню, как один из наших гидов, человек лет 65, посмотрев на нее и узнав, что она дочь Юрия Гагарина, расплакался у нас на глазах. Просто от счастья, что ему в жизни довелось встретиться с дочерью первого космонавта, причем на него так удивительно похожей. Нормальный, спокойный, сдержанный англичанин. После чего мы немедленно попросили Елену Юрьевну встать рядом с ним…

Чтобы он сделал селфи?

Зельфира Трегулова: Нет. Мы сделали хорошую большую фотографию его и Елены Юрьевны. Взяли его е-mail и вечером ему отправили снимок. На самом деле первый полет в космос был эпохальным событием для всех людей, которые хоть немного наделены воображением.

Не секрет, что для нового поколения космос ассоциируется отнюдь не с русскими философами-космистами, а со "Звездными войнами" Джорджа Лукаса, фильмом Джеймса Кэмерона "Аватар", картиной Кристофера Нолана "Интерстеллар" и "Гравитацией" Альфонса Куарона. Я даже не упоминаю Стэнли Кубрика с его фильмом 1968 года "2001 год: Космическая Одиссея" за давностью лет. На их фоне реальность истории может показаться "минималистичной" и "скупой", чтобы не сказать скучной…

Зельфира Трегулова: Эти фильмы не про космос. Космос там просто мотивация переноса действия в иную реальность. На выставке в Музее науки посетители встретятся не с виртуальным миром - реальным. Притом малоизвестным.

С течением времени менялась и тема космоса в искусстве. Место "Аэлиты" занял культовый фильм "Первые на Луне" Алексея Федорченко… Выставка предполагает взгляд на то, как менялось отношение к космосу?

Зельфира Трегулова: Нет. Выставка называется "Космонавты. Рождение космической эры". Брались в качестве опорных те точки, которые были важны для этой темы: космические аппараты "Восток", "Восход" и "Союз". Естественно, Луноход. Причем обещают, что модель его будет двигаться.

Странно осознавать, но все это уже история. Тот период был уникальным. Думаю, этот проект поможет вспомнить яркий отрезок нашей общей истории. Вспомнить, какую важную роль играла наша страна в тот важный для всего человечества период.