Налоговая тайна станет общедоступной

ФНС разместила уведомление о разработке формы, формата, порядка заполнения и порядка представления согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. По мнению экспертов, такой документ может использоваться при проверке контрагентов или при передаче ФНС сведений о налогоплательщике другим государственным органам.

"Внедрение формы представления согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, - еще один шаг ФНС по борьбе с компаниями-"однодневками", - считает Сергей Елин, управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы "АИП". Подписание соглашения с контрагентом даст компании право получить у нее сведения, которые сегодня составляют налоговую тайну. Сейчас получить расширенную информацию о своем партнере: есть ли у него материально-техническая база, какие показатели отражает он в бухгалтерской отчетности, какой у него штат в компании, компания не может. Но именно эти сведения позволяют судить о том, не является ли контрагент "однодневкой".

"Налоговики не готовы принципиально менять законодательство, корректировать его базовые понятия и сужать определение сведений, составляющих налоговую тайну", - считает эксперт. Но, вводя специальную форму для признания тех или иных сведений общедоступными, налоговики хотят придать налогоплательщикам дополнительную прозрачность и повысить эффективность проверок контрагентов.

Сегодня компания отвечает за действия своих контрагентов. "Если ваша компания не проверила компанию-контрагента, которая оказалась незаконопослушным налогоплательщиком, фактически вы несете налоговые риски за несоблюдение должной осмотрительности, фактически отвечаете за своего контрагента. Если вы услуги, оплаченные недобросовестной компании, записали в расходы, то налоговая инспекция уберет их и доначислит налог", - поясняет эксперт. Даже после утверждения формы согласия на признание сведений общедоступными контрагент может отказаться подписывать такой документ. Но для компании это будет сигналом, что работать с такой организацией крайне опасно.

Такая открытость с точки зрения компаний может оцениваться двояко. "С одной стороны, предприниматели смогут проверять партнеров, поставщиков и тем самым снизить свои предпринимательские риски. Но в ряде случаев раскрытие информации может снижать конкурентоспособность организации: например, если фирма небольшая, начинает делать первые шаги на рынке и в рекламных целях позиционирует себя несколько более масштабной, чем является в действительности", - говорит Сергей Елин. Прозрачность не пойдет ей на пользу.

Также ФНС необходима такая форма для того, чтобы обобщать и передавать государственным и муниципальным органам информацию о налогоплательщиках. "Сейчас предоставление таких согласий в свободной или утвержденной местными налоговыми органами форме практикуется на местах, так как муниципальные органы собирают информацию по каждому конкретному налогоплательщику, но без согласия с их стороны не вправе получать ее из налоговых органов", - поясняет Анна Коняева, директор Центра правового обслуживания.

Разработка унифицированного документа предпринимается не впервые. Подобная форма уже существует. Она разработана в 2014 году как приложение к письму ФНС России "Об утилизационном сборе".