18.08.2015 00:42
    Поделиться

    Российское локомотивостроение преодолело зависимость от импорта

    Создание новых отечественных локомотивов и электропоездов сегодня является одним из ключевых участков внедрения инновационных технологий и реализации проектов по импортозамещению в транспортном машиностроении. Технические решения ведущих отечественных производителей этой продукции позволяют не только преодолеть зависимость от импорта практически по всем основным комплектующим, но и внедрять в серийное производство принципиально новые собственные разработки.

    Генеральный директор холдинга "Синара-Транспортные Машины" (СТМ) Евгений Гриценко заявил "РГБ", что сегодня ситуация на рынке способствует повышению интереса в странах СНГ к российской железнодорожной технике. Ряд российских потребителей, которые ранее планировали приобретать железнодорожную технику у зарубежных производителей, с изменением экономической ситуации пересмотрели свою позицию и теперь также отдают предпочтение в пользу отечественных производителей. При этом, отметил он, российские локомотивостроители сейчас не испытывают зависимости от зарубежных поставщиков по многим ключевым компонентам:

    - В частности, продукция СТМ практически не зависит от зарубежных комплектующих, что вызывает дополнительные симпатии у потребителей. Эти задачи были решены благодаря политике государства по локализации производства компонентов на территории России, а также реализации отраслевых программ по импортозамещению основных комплектующих транспортными машиностроителями.

    Продолжая мысль о политике государства по поддержке работы предприятий транспортного машиностроения в сфере импортозамещения, Евгений Гриценко отметил, что сейчас несколько локомотивостроительных заводов включены в пул системообразующих предприятий. Это дает им возможность получить от государства субсидии на компенсацию части процентной ставки по привлеченным кредитам. Помимо этого механизм предусматривает возможность участия системообразующих предприятий в отдельных государственных программах, обеспечивающих финансирование отраслевых инвестиционных программ, в том числе получая государственные гарантии. Также при необходимости законодатель предусматривает получение иных форм государственной поддержки. Получившие поддержку предприятия принимают на себя обязательства по выполнению программ реструктуризации и повышению эффективности.

    - Если говорить о других мерах поддержки российских транспортных машиностроителей, то, по моему мнению, необходимо активно развивать льготный лизинг локомотивов и путевой техники, - добавил Евгений Гриценко. - Такой механизм сейчас вводится в отношении инновационных вагонов, было бы логично распространить его на другую железнодорожную технику. Доступный лизинг позволил бы простимулировать производство перспективной железнодорожной техники, повысить спрос на продукцию, и тогда многие предприятия смогли бы вернуться к реализации своих инвестиционных программ, предполагающих обновление локомотивного парка.

    Как сообщили "РБГ" в компании "Трансмашхолдинг", сегодня активно претворяется в жизнь проект инновационного пассажирского электропоезда ЭГ2Тв. Это первый поезд, создаваемый на базе новой универсальной платформы, которая в дальнейшем будет использоваться для строительства различных модификаций поездов городского, пригородного и межрегионального назначения. Доля российских комплектующих при создании опытного образца уже превысила 80%. Чуть позднее локализация производства будет еще выше: работы над импортозамещением оборудования и материалов, используемых при производстве ЭГ2Тв, продолжаются.

    В электропоезде применены новейшие отечественные асинхронные двигатели, тележки новой конструкции с технологией пневмоподвешивания. Использована комплексная цифровая система управления, диагностики и безопасности, которая обеспечивает автоведение электропоезда, сбор и сохранение информации о режимах его движения, мониторит техническое состояние состава в режиме реального времени и позволяет машинисту управлять поездом одному, без помощника.

    Следующим инновационным техническим решением, ранее не применявшимся при строительстве отечественных электропоездов, стало использование на головных и промежуточных вагонах модульных блоков системы пассивной безопасности. В случае столкновения с препятствием они поглощают выделяющуюся при этом энергию, тем самым снижая риск для здоровья пассажиров и локомотивной бригады. Концепция электропоезда предполагает возможность создания модификаций для скоростей движения до 120 и 160 км/ч, а в перспективе и до 250 км/ч.

    Также важным проектом программы инновационного развития отечественного транспортного машиностроения и реализации задач импортозамещения можно назвать новый тепловоз 2ТЭ25Км. Более 80% компонентов на нем отечественного производства. Он стал первым в России тепловозом, сертифицируемым в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза. В ближайшей перспективе для оснащения тепловозов планируется использовать дизели нового поколения, разрабатываемые согласно Федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" подпрограммы "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения".

    Поделиться