"По скорости прохождения проекта мы видим крайнюю заинтересованность в его принятии", - отмечает Ирина Кузьма, замруководителя аппарата НОСТРОЙ. "Основным заказчиком разработки законодательства по редевелопменту является Москва", - подтверждает Татьяна Полиди, и.о. директора Института экономики города. Институт подготовил проект документа, который должен вернуть городам промышленные территории, которые утратили свое назначение. "Основной целью законопроекта является повышение использования территорий в тех городах, где ранее была развита промышленность и сохранились участки, которые больше не используются для промцелей, или вообще не используются, деградируют, они применяются для деятельности, в отношении которой невозможно производить надзор, - приводит примеры представитель института. - Законопроект направлен на возврат территорий в эффективное применение".
Создавать проект комплексного освоения планируется далеко не для каждой промзоны. "Обязательным условием для определения такой территории должно быть несоответствие градостроительным регламентам. А уже к этому условию могут быть добавлены другие, например, деградация территории, разрушение конструкций, нарушение экологических норм", - считает Татьяна Полиди.
В этой позиции авторы документа расходятся с мэрией Москвы, которая хотела бы получить закон, позволяющий вовлекать в комплексное освоение все промышленные зоны, на территории которых развивается непрофильный бизнес. Кроме того, Москва уже начала работу по реновации зон. "Мы перешли на развитие новых территорий и освоение промышленных зон, хотя юридически это сложный вопрос", - заявил недавно заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Не исключено, что мнение столичных властей будет учтено при принятии закона. Тем более что остальные регионы не представили к документу замечаний, что говорит об их полном согласии с текстом закона или же об отсутствии заинтересованности в нем.
Нормы, ограничивающие ведение непрофильной деятельности на территории промзон, в документе есть. Так, если доля выручки от основной производственной деятельности организаций на территории промышленной зоны в общей выручке за предшествующий год составит менее 50%, то в отношении территории может быть принято решение о комплексном освоении. Правда, с применением этой нормы могут возникнуть сложности. "Есть вещи, которые между собой не стыкуются", - считает Ирина Кузьма. К примеру, понятие "основная производственная деятельность" в проекте закона используется, а в самом законодательстве его нет. То есть неурегулированный законом термин имеет ключевое значение при принятии решения о реновации промзоны.
В документе нет описания утвержденных в качестве обязательных методик. К примеру, решение о комплексном развитии промзоны может быть принято в случае, если не менее 50% объектов капстроительства, расположенных в ее границах, повреждены более чем на треть. "Нет никакой конкретики: 30% от чего? От общего количества объектов? От общего объема площади?" - интересуется Ирина Кузьма. Законопроект не дает ответ на этот вопрос, так как нет методики проведения оценки повреждения объектов.
Решение о комплексном развитии территории принимают далеко не все находящиеся на ней организации. "Есть норма, которая ограничивает право участия в публичных слушаниях о развитии территории арендаторов, срок аренды участков которых менее 5 лет", - обращает внимание Ирина Кузьма. Предполагается, что судьбу территории будут решать арендаторы с договорами аренды на длительный срок или собственники. Но получается, что те, кто реально пользуется участками и недвижимостью промзон и, возможно, думает о продлении срока аренды и о дальнейшей работе там, на судьбу развития территории повлиять не смогут.
"Законопроект крайне радикален по способам вовлечения и по способам стимулирования вовлечения, а также по тем санкциям, которые наступают в том случае, если собственник не вовлекся", - говорит Кузьма. Сейчас не разъяснены механизмы применения ГЧП на этих территориях. "Порядок передачи построенных по модели ГЧП объектов инфраструктуры в законе не прописан, - рассказывает эксперт. - В нем содержится норма, что инвестор должен безвозмездно передать имущество. Это хорошее пожелание, но непонятно, почему это должно быть интересно частному инвестору".
Также в законопроекте содержится норма о возможном изъятии собственности у тех, кто не определил для себя форму участия в проекте развития промышленной территории. Эксперты отмечают, что документ получился довольно жестким. Те, кто не будет участвовать в комплексных проектах освоения промзон, рискуют лишиться собственности. При этом шансы на его принятие высоки - отслужившим свое промзонам нужно дать вторую жизнь.