Новости

18.08.2015 11:16
Рубрика: Экономика

Высоко берут

Молодые владимирские инженеры разрабатывают автономный беспилотник
Выпускники и аспиранты Владимирского госуниверситета завоевали первое место в номинации "летательные беспилотные системы" на представительных полевых испытаниях "РобоКросс-2015" в Нижнем Новгороде.

Квадрокоптер владимирских роботехников опередил пять беспилотников, представленных командами из Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани. По условиям аппарат должен был в автономном режиме взлететь, совершить фотосъемку трех меток сначала по очереди, а затем всех вместе и приземлиться в круг радиусом 1,5 метра.

Последнее задание оказалось самым сложным. Точность посадки обеспечила разработанная владимирцами вторая камера, корректирующая приземление. В итоге по сумме баллов их аппарат опередил ближайшего конкурента почти на тысячу очков, добившись абсолютной победы. Авторы же получили сертификат, дающий право претендовать на мини-грант фонда "Сколково" в пять миллионов рублей без привлечения соинвестора.

До сих пор участники владимирской команды Le Talo Robotics вкладывали в проект собственные средства. Перспективы превращения научной идеи в бизнес-проект дало сотрудничество с инновационным центром "Сколково", которое началось год назад после "РобоКросс-2014".

Выступить на всероссийских испытаниях владимирцев попросили коллеги из Ковровской технической академии. Изначально эти соревнования проводились по наземной технике, однако в прошлом году ввели новую дисциплину по летательным аппаратам, и ковровчане не успели подготовить свою команду. Владимирцы же неожиданно для себя завоевали второе место.

А через месяц, в августе, был объявлен конкурс "Городская робототехника". Ставилась задача разработать решение, которое имело бы практическую пользу для муниципальной инфраструктуры. Одним из его условий было наличие статуса участника "Сколково". И владимирцы решили попробовать. Их проект оценивал экспертный совет из 10 ученых с мировыми именами. По меньшей мере семеро из них должны были дать положительные ответы на вопросы, является ли он инновационным, есть ли экономическая выгода, актуален ли проект на современном рынке и способна ли команда осуществить задуманное.

В результате разработчики получили предварительный статус участников фонда, а в марте 2015 года стали его резидентами. Через два месяца на международном финале конкурса стартапов они представляли уже не команду, а фирму.

Разработчикам квадрокоптера от 22 до 25 лет. И в команде единомышленников они оказались неслучайно.

- Когда мы начинали, учитывали, что рынок беспилотников только формируется, но у него большие перспективы, - не скрывает Александр Гамаюнов. - В первую очередь, хотели применить знания в чем-то новом, стать специалистами в нарождающейся отрасли.

Поначалу существовали два самостоятельных проекта. Два года назад Александр, заканчивавший магистратуру факультета информационных технологий, решил в одиночку собрать квадрокоптер из подручных средств. На это потребовалось три месяца, а результатом стала пара статей о методах управления аппаратом, участие в выставках научно-технического творчества молодежи и понимание, что в одиночку соперничать с коллективами инженеров невозможно.

В перспективе один автоматизированный беспилотный аппарат будет способен заменить вертолет МЧС

К работе над инновационной системой стабилизации для летательных аппаратов Александр Гамаюнов пригласил талантливую однокурсницу Марию Ходак. А на одной из областных выставок он познакомился с программистами Павлом Герасимовым, Дмитрием Егоровым и Елизаветой Григорьевой. Оказалось, что ребята занимались тем же самым и примерно на том же уровне, но кроме того работали над удаленной связью и мониторингом. В итоге решили объединиться, а вскоре к ним пришли физик Егор Притоцкий и программист Антон Марцен.

- У нашего беспилотника большое будущее, - уверена Мария Ходак. - Со временем спрос на него будет огромный, он пригодится во многих сферах: геодезии, паспортизации объектов, разведке местности, обследовании линий электропередачи, спасательных операциях, наблюдении за автомобильными пробками, обнаружении лесных пожаров. В перспективе один автоматизированный аппарат, запрограммированный на поиск очагов возгорания в лесу, будет способен заменить вертолет МЧС.

Владимирцы выбрали пока три направления. Во-первых, хотят использовать беспилотник в строительстве. С заданной высоты будут составлять планы участков и регулярно предоставлять актуальные фото с объектов. Это и ускорит сам процесс, и позволит избежать многочисленных конфликтных ситуаций, когда заявлено двухэтажное здание, а возведено четыре уровня.

Во-вторых, сельское хозяйство. Квадрокоптер снимет площадь поля с точностью до сантиметра и определит, насколько густы посевы, где неисправна оросительная система. Наконец, еще одно направление, над которым сейчас работают, - схема паспортизации мест ДТП. Особенно остро эта проблема стоит в больших городах, где убытки из-за многочасовых пробок после аварий тянут на многие миллионы. Вместо сотрудников ДПС разработчики предлагают отправлять на место ДТП свой аппарат, который в считанные минуты соберет нужную информацию и передаст по назначению. После съемок сверху участники происшествия смогут отогнать свои машины и не мешать движению.

С самого начала аспиранты и выпускники ВлГУ ставят перед собой сложную задачу: создать такую технику, которая управлялась бы не оператором с пульта, как обычно, а удаленно - с помощью компьютера и Интернета: чтобы аппарат сам взлетел, выполнил задание и передал данные, сам приземлился и в случае необходимости даже поменял батарейку.

- К примеру, есть задание - провести аэрофотосъемку местности, - объясняет Павел Герасимов. - В компьютер вводится задание, затем программа выбирает, сколько аппаратов потребуется, куда и как полетит каждый из них, потом фиксирует и выдает результат. Система должна быть полностью автономна, участие человека при этом становится минимальным.

Поначалу молодые люди мечтали о серийном выпуске беспилотников. Но вскоре поняли, что завод построить не сумеют: нет ни больших средств, ни опыта в логистике. Решили сделать упор на оказании услуг. И такая корректировка планов владимирцев полностью вписывается в задачу-максимум, которую они перед собой поставили.

- Предположим, вы купили новый дачный участок и нужно составить его план,?- объясняет принцип услуги Павел Герасимов.?- С появлением таких аппаратов будет достаточно достать из кармана смартфон, зайти в приложение и нажать на одну кнопочку. Вскоре после этого на участок прилетит коптер и сам сделает подробные снимки нужной местности.

Судя по уверенности, с какой об автономных беспилотниках говорят ребята, это дело уже недалекого будущего.

Экономика Бизнес Инновации Digital Технологии Общество Образование Филиалы РГ Центральная Россия Филиалы РГ Приволжье ЦФО Владимирская область Владимир ПФО Нижегородская область Нижний Новгород Роботы: настоящее и будущее