18.08.2015 10:46
    Поделиться

    Какими способами в СЗФО борются с таксистами-нелегалами

    В регионах СЗФО ищут новые способы борьбы с теневыми таксистами
    В Вологодской области вводят единую цветовую гамму для машин с шашечками, в Архангельской - делают ставку на взаимодействие с налоговой службой. Однако искоренить нелегальный рынок на Северо-Западе не удается. Как утверждают эксперты, чтобы убрать с улиц бомбил, следует менять не только региональное, но и федеральное законодательство.

    Фирма-однодневка

    На днях появилась информация, что в России нашли еще один метод борьбы с теневыми таксистами. Налоговых инспекторов в регионах могут обязать докладывать местным властям о прекращении работы индивидуальных предпринимателей и компаний, которые занимаются извозом. С такой просьбой в минтранс обратилась одна из таксомоторных компаний столицы.

    Дело в том, что предприниматель, который хочет получить разрешение на перевозку пассажиров легковым транспортом, должен предоставить документы из налоговой инспекции. Нелегалы же нередко регистрируются как ИП, получают разрешение на перевозку пассажиров и багажа и вскоре закрывают фирму. На руках у бомбил остается документ, который позволяет им не бояться случайных проверок. А налоги бывшие индивидуальные предприниматели не платят. С такими недобросовестными перевозчиками и предложили бороться легальные таксисты.

    Впрочем, подобный метод уже практикуют в Архангельской области. С сентября прошлого года по март текущего местное агентство по транспорту выдало таксистам порядка 2,3 тысячи разрешений. Как показали проверки, около 200 человек после получения разрешения прекратили предпринимательскую деятельность, но заниматься извозом не перестали.

    Поэтому в Поморье приняли поправки в региональное законодательство. Документ позволяет досрочно аннулировать разрешения перевозчиков, которые снялись с учета как индивидуальные предприниматели. Работа идет в двух направлениях: на основании официальных заявлений от законопослушных таксистов и межведомственного информационного взаимодействия. К примеру, налоговая служба сообщает агентству по транспорту, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо прекратили свою деятельность.

    Перекрасить через три года

    В Вологодской области установили единую цветовую гамму для автомобилей такси. Разрешения будут выдаваться только предпринимателям, у которых машина покрашена в желтый, белый или черный цвет. Как пояснил заместитель председателя Законодательного собрания Вологодской области Алексей Канаев, принятие закона было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, необходимо стимулировать перевозчиков платить налоги. Не менее важно обеспечить безопасность и комфорт пассажиров. За 2014 год было выявлено 328 нарушений на рынке такси, произошло несколько серьезных аварий с участием бомбил.

    - По итогам обсуждения, которое длилось с января, законом установлен переходный период, - пояснил Алексей Канаев. - Все желающие смогут получить разрешения вне зависимости от цвета автомобиля до 1 января 2018 года. Эти документы будут действительны в течение пяти лет. Считаем, что переходный период почти в три года дает возможность тем, кто занимается данным бизнесом, либо поменять машину, либо покрасить ее в нужный цвет. Ведь, по словам специалистов, средний срок службы автомобилей такси составляет порядка трех лет.

    Вологодские перевозчики отнеслись к инициативе парламентариев неоднозначно. Кто-то утверждает, что официальные таксисты, не желающие тратить деньги на законную расцветку, опять уйдут в тень. Ведь стоимость перекраски одного автомобиля в регионе колеблется от 30 до 70 тысяч рублей. Кто-то, наоборот, поддерживает законопроект. По мнению руководителя одного из предприятий Вологды, нововведение позволит отделить компании, которые серьезно готовы заниматься таксомоторными перевозками, от потенциальных бомбил.

    Темные "лошадки"

    Сейчас работу такси регулирует федеральный закон, принятый в 2011 году. Согласно этому документу, таксомоторная компания должна получить специальное разрешение на каждую машину, организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей, раз в полгода отправлять автомобили на технический осмотр. Закон был призван урегулировать работу перевозчиков. Однако ни этот закон, ни последующие законодательные инициативы региональных властей не смогли искоренить нелегальный рынок.

    В Новгородской области, к примеру, действует несколько тысяч разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси. Основную массу легальных "извозчиков" составляют индивидуальные предприниматели. Кроме того, в регионе работает около 30 крупных компаний с парком транспортных средств от 10 автомобилей. При этом "белым" таксистам в регионе принадлежит не больше трети рынка, подсчитали специалисты.

    В Вологодской области, по информации областной прокуратуры, в начале года работали около четырех тысяч нелегальных таксистов. На основании разрешений трудилось в два раза меньше перевозчиков. На дороги Калининграда, по разным оценкам, ежедневно выходят порядка тысячи бомбил и лишь 300 "белых" перевозчиков.

    Впрочем, основными конкурентами официальных таксистов в регионах СЗФО стали даже не нелегалы, а диспетчерские службы. Это фирмы, которые предоставляют информационные услуги, связывают водителей и клиентов. Диспетчеры работают вполне легально, платят налоги - в отличие от многих автовладельцев, заключивших с ними договор. Но вот ответственности за качество обслуживания перед пассажирами службы заказа такси не несут, поскольку требования к ним не прописаны в российском законодательстве.

    У петербургских "извозчиков" другая проблема. В последнее время в крупных российских городах, в том числе в Северной столице, растет популярность онлайн-сервисов для вызова такси - "Яндекс.Такси", Uber, GetTaxi. С 1 июня все три оператора снизили цены. Если раньше за расстояние в два километра петербургский пассажир платил 150-200 рублей, сейчас - 80-100.

    Разумеется, собственного автопарка агрегаторы не имеют. Они, как и диспетчерские службы, связывают клиентов и перевозчиков. Причем сотрудничают сервисы как с крупными таксомоторными компаниями, так и с индивидуалами, которые не всегда работают легально.

    Некоммерческое партнерство, которое объединяет четырех крупных петербургских перевозчиков, уже обратилось к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой запретить онлайн-сервисы. Однако, как написал в своем "Твиттере" пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов, вопрос регулирования интернет-сервисов по частному извозу носит в первую очередь правовой характер. Поэтому перевозчикам необходимо обратиться к законодателям.

    Чтобы убрать с улиц бомбил, следует менять не только региональное, но и федеральное законодательство

    Тем временем проверку онлайн-сервисов такси начала Федеральная антимонопольная служба. Об этом сообщил заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Алексей Горлинский в ходе III Международного евразийского форума такси, который прошел в Санкт-Петербурге в августе.

    - Наша служба проводит расследование по большому количеству запросов в отношении Uber, GetTaxi и "Яндекс.Такси" на предмет наличия в действиях компаний возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства, - отметил Алексей Горлинский. - На данном этапе мы направили запросы с просьбой разъяснить механизмы компенсаций, которые выплачиваются водителям, схему взаимодействия с таксопарками.

    Штрафы на вырост

    Чтобы навести порядок на рынке таксомоторных перевозок, необходимо менять не только региональное, но и федеральное законодательство, утверждают эксперты. Такие поправки в федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси" уже разработало министерство транспорта РФ.

    Если проект обретет законодательную силу, взаимодействие между службами заказа такси и фрахтовщиками будет осуществляться на основании агентского договора. Службам заказа такси придется проверять, есть ли у перевозчика действующее разрешение. А за передачу заказов фрахтовщикам, работающим нелегально, будет установлена административная ответственность.

    - Новым законопроектом предполагается исключить выявленные на практике издержки существующего регулирования правоотношений, - подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.

    Еще одно действенное предложение - поднять штрафы для бомбил до 20-30 тысяч рублей. А за повторное нарушение лишать таких перевозчиков прав. Сейчас финансовое наказание для теневых таксистов не превышает пяти тысяч рублей. В то же время штрафы на легальном рынке достигают 50 тысяч. Неудивительно, что многие бомбилы пока не спешат "выезжать" из тени.

    Поделиться