18.08.2015 09:10
    Поделиться

    В Ростовской области закрылась каждая третья автошкола

    Треть автошкол на Дону закрылась, не выдержав новых правил
    Ровно год назад в России были введены новые правила для автошкол. Требования к организациям, занимающимся подготовкой водителей, ужесточили существенно. Как отразились нововведения на работе автошкол? Какие изменения потребовали наибольших вложений? И стали ли более профессиональными новички на дорогах?

    По данным ГИБДД Ростовской области, на сегодняшний день в регионе работает 208 автошкол. Все они прошли процедуру лицензирования (ознакомиться с полным списком по любому региону можно на официальном сайте Госавтоинспекции России gibdd.ru).

    - После введения новых требований количество автошкол сократилось. В 2014 году на Дону их было зарегистрировано 263. При этом у большинства имелись многочисленные филиалы, - отметили в донском ведомстве.

    Основной причиной, по которой автошколы не получили лицензии, стало отсутствие оборудованных тренировочных автодромов. Кроме того, проблемы возникли из-за несоответствия площадки по размеру: ее территория должна быть не меньше 24 соток, что на четыре сотки больше прежних параметров.

    Требуют порядка

    В новом регламенте прописаны жесткие требования к материально-технической базе автошколы, учебным автомобилям, классам, учебной площадке. Также впервые в программах появились формулы для вычисления пропускной способности образовательного учреждения. Она напрямую зависит от количества и размеров кабинетов, а также количества учебных машин. Если, к примеру, в группе 50 человек и всего один учебный автомобиль с инструктором, вряд ли каждый ученик сможет получить необходимое количество практических занятий.

    Все эти требования появились только потому, что в России расплодилось огромное количество автошкол, где о подготовке водителей даже речь не шла. Там, по большому счету, просто продавали корочки. А то, что еще не так давно можно было сдать экзамен в ГИБДД экстерном, тем более упрощало жизнь.

    Экс-директор одной из ростовских автошкол, которая просуществовала в городе несколько лет, не отрицает: раньше получить лицензию было достаточно просто. При этом никто не проверял, есть ли в реальности учебный автомобиль, площадка и классы. Достаточно было написать о них в документах. Поэтому, по большому счету, не имея в арсенале практически ничего, можно было брать минимальную оплату за обучение и за бесценок распродавать права.

    Порядка было больше, когда контролирующим органом для автошкол была ГИБДД. Потом эти функции передали в Рособрнадзор. Вот тогда-то и расплодились автошколы-однодневки, говорит большинство опрошенных "РГ" экспертов. Автошколы демпинговали. При этом знания, которые давали будущим водителям, были не то что плохими - их, по сути, никто не давал вовсе. Сейчас контрольные функции вновь перешли к Госавтоинспекции, и порядок восстановился.

    Эволюция контроля

    Современные программы построены модулями. Есть базовый модуль, который при первичном обучении обязателен для всех. Это, пожалуй, самый объемный блок - 84 часа. В его рамках обучают правилам дорожного движения и оказанию первой помощи. Впервые в обучение включены психологические аспекты. Например, как избегать конфликтов на дороге. Занятия ведут психологи, юристы и медики.

    Если человек уже имеет права, то для того чтобы открыть следующую категорию, ему не надо изучать базовый модуль. Достаточно пройти обучение для получения желаемой спецификации.

    Первоначальное обучение по количеству часов несколько увеличилось, а для получения новой категории - сократилось. До сих пор на обучение по категории "В" отводилось 156 часов. Из которых 106 - теория и 50 - практика. Теперь - 190 часов. Из них 130 - теория, 56 - практика и 4 - экзамен. Причем если теория считается академическими часами, то практика - астрономическими. Кстати, для получения прав на мопед потребуется потратить 122 часа. Из них 100 часов - теория, 18 часов - практика и 4 часа - экзамен.

    Впервые в программы обучения включена обязательная проверка полученных знаний, то есть внутренний экзамен.

    Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Сдав экзамен, водитель получает в правах отметку "АТ", что означает, что он может управлять автомобилем соответствующей категории только с автоматической трансмиссией. Правда, время обучения это не сильно сократит. Всего лишь на два часа.

    После балла

    Все эти нововведения заставили мелкие автошколы закрыться. На рынке остались сильнейшие. Хотя и им тоже пришлось сократить свои филиалы.

    Так, одна из ростовских автошкол, занимающаяся подготовкой водителей уже более десяти лет, сократила четыре филиала из 14.

    - Сейчас стало нерентабельно содержать филиалы, поскольку уменьшилось количество учеников. Если раньше мы обучали до 400 человек в месяц, то сейчас меньше в несколько раз. Это связано с общей экономической ситуацией в стране, - говорит директор сети автошкол "Приоритет" Армен Мосикян.

    Из-за того что программа обучения стала объемнее, пришлось увеличить ее стоимость. Сегодня "выучиться на права" стоит от 20 до 30 тысяч рублей. Автошколы для привлечения клиентов придумывают различные рекламные акции. Так, к примеру, одна из программ подразумевает повышенное внимание к ученику, смену учебных автомобилей и инструкторов, ряд дополнительных упражнений. Но стоит обучение по ней дороже на десять тысяч, чем по программе "эконом".

    При трехмесячных курсах школы предусматривают рассрочки платежа.

    К слову, по окончании обучения выпускникам автошкол теперь выдаются не только права, но и свидетельство о профессии водителя. Что вызвало немало споров в экспертной среде.

    - Благодаря нововведениям, мы провели ревизию материально-технической базы. И в этом есть плюсы. Однако с некоторыми новшествами я не согласна. К примеру, сейчас сразу после курсов новички могут идти работать в такси. А раньше для устройства было необходимо иметь водительский стаж не менее трех лет. Попади такой водитель в ДТП, кто виноват? Плохая подготовка? Да просто отсутствие опыта, - говорит директор автошколы "Рокада" Наталья Сагайдашная.

    И все же, согласно данным статистики ГИБДД, в 2015 году в Ростовской области наблюдается снижение аварийности с участием начинающих водителей. За семь месяцев текущего года из-за нарушений правил дорожного движения водителями, чей стаж менее трех лет, на территории Ростовской области зарегистрировано 348 ДТП, в результате которых 23 человека погибли. В 2014 году количество подобных ДТП составило 332.

    Мнение

    Арслан Гаряев, президент федерации автомотоспорта Республики Калмыкия:

    - Сегодня в России много новых автошкол, в которых подготовка водителей и качество обучения хромают. Было бы хорошо, чтобы в программу включили обязательные элементы экстремального вождения. Новоиспеченные водители должны быть подготовлены к реальной ситуации на дороге. Это будет способствовать сокращению числа ДТП среди новичков.

    Поделиться