Оказалось, что это нововведение больше других поддерживают молодые специалисты: 59% соискателей в возрасте до 25 лет уверены, что работодатель должен аргументировать свой ответ при отказе. Более опытные в целом придерживаются такого же мнения, но реже и не так однозначно. В частности, они считают, что работодатель должен давать развернутый ответ только на запрос соискателя. Кроме того, среди соискателей постарше значительно больше тех, кто уверен, что работодатель вообще не обязан объяснять свой отказ. В целом получается, что чем старше человек, тем более скептически он относится к новой возможности то ли в силу большего опыта, то ли чаще сталкиваясь с подобным отношением в своей практике.
Ситуация заставляет вернуться к извечной теме: а должен ли руководитель вообще разъяснять работникам свои решения? И в каких ситуациях это делать нужно обязательно, а в каких, напротив, не рекомендуется?
- В стабильно работающем коллективе, где работники являются единомышленниками в полном смысле этого слова, руководитель может и не разъяснять подробно свои решения - они, как правило, вытекают из некоего общего видения проблем и являются закономерными и понятными всем, - считает бизнес-коуч Марина Бессараб. - Если же коллектив находится в процессе становления, то подобные разъяснения могут занимать значительную долю времени у всех руководителей. Еще один случай, когда начальство может не объяснять свои решения: это конфликтная ситуация, которую не удается разрешить путем переговоров или компромисса, - тогда на первый план выступает право руководителя принять однозначное решение, не подлежащее объяснениям. Во всех же прочих случаях работники лучше воспринимают более демократические варианты решений - после обсуждения или консультаций с ведущими специалистами предприятия, с учетом их мнения.
- В этом вопросе нет универсальных правил, всегда нужно действовать по ситуации, но не забывать, что плох тот солдат, который не понимает, за что воюет, - говорит директор по маркетингу и развитию рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Алла Серегина. - Безусловно, отдавая распоряжения, надо стараться разъяснять причины и цели. При отсутствии понимания задачи снижается эффективность ее реализации у подчиненных. Но подчас в сложной ситуации, когда нет времени на полемику, руководителю следует проявлять жесткость и твердость, а эффективность действий сотрудников, их реакция зависят от наработанного авторитета и общего стиля руководства - авторитарного или демократического. При работе в стартапе или небольшом коллективе разъяснение причин тех или иных управленческих решений - вещь обязательная, поскольку достижение цели зависит от каждого сотрудника. В большом же коллективе, когда нужно быстро выполнить задачу, достаточно просто ее озвучить, чтобы не тратить лишнего времени на обсуждение. Опытный руководитель для быстрого и эффективного выполнения своих распоряжений всегда старается мотивировать коллектив, будь то "слава и почет" или дополнительное вознаграждение. Люди всегда ценят человеческий подход.