Идея Великого шелкового пути, связавшего народы и цивилизации в единый торговый узел, вновь приобретает актуальность именно сейчас. Власть активно дает сигнал бизнесу формировать устойчивые отношения со странами АТР. Готовы ли наши компании к такой интервенции с Востока? Полный разрыв отношений с западными инвесторами и их замещение восточными может крайне губительно сказаться на хозяйственных связях и разбалансировать экономику. Поворот к Востоку не должен означать отказ от Запада. Россия имеет уникальную возможность не просто выбирать партнеров, но и стать центром мировых бизнес-процессов, объединить Запад, Восток, БРИКС и частично страны Латинской Америки. И этот шанс нельзя упускать. Наш рынок испытывает дефицит умных длинных денег, технологических и управленческих решений, информационных продуктов, имеет запрос к усовершенствованию производственной базы, сельскохозяйственной отрасли, инфраструктурных и логистических проектов, недостаточно развитый потенциал кадровых ресурсов, научных институтов, сервисного бизнеса. Поэтому он стратегически перспективен для капиталовложений.
Но как не стать заложниками резкого открытия всех дверей? Как не оказаться просто полигоном для международных гигантов и приобрести долгосрочные отношения с иностранцами с соблюдением государственных интересов? Средний и малый бизнес России пока мало знаком с правилами игры в странах АТР. Нет вовлеченности и даже достаточной осведомленности о структуре хозяйственной деятельности в этих регионах. Бизнес-сообщество государств Востока тоже достаточно настороженно относится к выходу на наш рынок. Стереотипы об отсутствии работоспособного правового поля, внезапности политических решений и крайней коррупционности заставляют иностранные компании планировать большие риски.
Ради создания правильного фундамента сотрудничества необходимо создавать некий мост, так называемый business bridge, способный соединить наши и иностранные компании, минимизировать риски и давать пошаговые инструкции для деятельности как на российском, так и на иностранных рынках. Не просто отдельные инструменты развития, например инвестиционные фонды или административные агентства, что само по себе неплохо, но "службы одного окна". Разнокалиберные (для малого, среднего и крупного бизнеса), частные и государственные, свободно конкурирующие между собой по качеству и стоимости услуг.
В нашей стране бизнес-сообщество сформировало запрос на создание эффективного прямого партнерства со странами АТР на исключительно деловом уровне. Нужно объединять производственные компании, инфраструктурные и логистические проекты, проекты в области сервисных и информационных услуг, коммуникационные агентства, финансовые институты, инвестиционные компании. От государств - участников международного диалога требуется обеспечение понятных и прозрачных правовых процедур, контроль равенства перед законом и соблюдения всех национальных нормативных актов. Правительства стран - союзников в сфере экономического развития должны поддерживать налоговыми льготами те компании, которые выносят на рынки прорывные технологии, качественные продукты и услуги, производственные товары. Наиболее эффективно это было бы для тех стран, которые стремятся перейти к несырьевой системе экономики.
Работа по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути не может сводиться только к подписанию контрактов на поставку товаров. Само понимание единства экономического пространства гораздо шире, оно включает в орбиту межгосударственного взаимодействия такие процессы, как воспитание толерантности к другим религиям и традициям, уважение национальных интересов партнеров. А также синхронизацию образования и уровня научного прогресса, выстраивание информационных и практических сервисов по адаптации правовых норм. Членов ЕАЭС должно объединять сразу несколько направлений: развитие компаний-сателлитов, обеспечивающих инфраструктуру совместных проектов, внедрение общих стандартов сервиса и норм безопасности, синхронизация экологических и технических регламентов, унификация или разработка специальных банковских и финансовых услуг.
Эта колоссальная работа должна ложиться и уже ложится на плечи бизнеса. Например, один из наших ведущих банков предлагает финансовую и гарантийную поддержку российскому несырьевому экспорту по кредитным ставкам на уровне западных банков. Уже сейчас активно действуют компании по бизнес-девелопменту для иностранных партнеров, готовые вывести на российский рынок новые бренды и оказать содействие в маркетинге. Активно работают площадки, объединяющие российские производственные и инфраструктурные проекты, готовые провести сделки по привлечению инвесторов из стран АТР. Создаются агентства инвестиционного развития регионов, способные дать комплексный анализ производственных мощностей, транспортно-логистических узлов и перспективных отраслей промышленности регионов инвесторам.
Но это только начало процесса объединения, он даст эффект, если именно субъекты экономических отношений выработают понимание, что конкретно и как должно закрепить государство как свой национальный интерес в межстрановом диалоге. Сейчас мы являемся свидетелями и участниками очень важного процесса - формирования поля нашего сотрудничества с Востоком. И характер этого сотрудничества незамедлительно отразится на наших отношениях со странами Западной Европы и США, БРИКС, Латинской Америки.