Новости

18.08.2015 20:00
Рубрика: Экономика

Все свое везут с собой

Когда на обочинах дорог появится инфраструктура для автотуристов
Решив в этом году сэкономить на путевках и билетах, некоторые россияне отправились в путешествие на собственных автомобилях. И испытали при этом огромное разочарование: грязь на стоянках, сомнительные забегаловки и дорогие отели заставили многих туристов вернуться домой.

А между тем автомобильные путешествия в перспективе могут стать одним из драйверов внутреннего туризма и экономики в целом. Такие планы уже есть у Росавтодора.

Что для этого нужно сделать, рассказали представители ведомства и эксперты "Российской газеты".

В отличие от других стран, где этот вид отдыха уже давно пользуется популярностью, в России автотуризм составляет лишь один процент в структуре внутреннего турпотока. И для того чтобы по России начали активно путешествовать, нужны не только хорошие дороги, но и легальная придорожная инфраструктура, в том числе кемпинги и туристические центры, считает глава Росавтодора Роман Старовойт.

По его мнению, для полной модернизации всего придорожного сервиса необходимо поменять устаревшие "Требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода".

Сейчас правила организации стоянок делают их неприспособленными для трейлеров - передвижным домикам закрыт доступ к электричеству, воде и канализации.

Надо разграничить понятия "площадка отдыха" и "место отдыха", тогда будет легче привлекать инвестиции для их развития. За "площадками отдыха" в этом случае сохранится госфинансирование, обеспечивающее набор необходимых водителям услуг: место парковки, wi-fi, информационные стенды, туалет, пункты питания, а также мусоросборники. Места отдыха, то есть кемпинги, скорее всего, будут развивать в рамках частно-государственного партнерства.

"Чтобы повысить благосостояние граждан и обеспечить новые рабочие места, рассматривается вопрос о степени участия государства в этой системе", - сказали в агентстве.

Пока бизнес заинтересован лишь в строительстве и развитии платных стоянок, которые находятся рядом с крупными городами. Там обеспечен стабильный спрос и окупаемость, сказал ведущий советник Управления отраслей экономики Аналитического центра при Правительстве РФ Михаил Низов. Это одна из причин хаотичного размещения мест отдыха: от чрезмерного скопления в пригородных зонах до полного отсутствия в отдаленных районах.

В строительстве и содержании новых современных площадок представители бизнеса и инвесторы не заинтересованы, так как на их территории не оказываются платные услуги, отметил эксперт. Но выход есть.

Для модернизации существующей сети зон отдыха можно привлекать владельцев платных трасс. А также обязать существующий придорожный сервис, например, владельцев АЗС, "в счет выхода" на дорогу организовывать площадки отдыха. Такой подход позволит ускорить увеличение количества площадок отдыха и сократить расходы на их возведение, считает эксперт.

Без участия региональных властей тоже не обойтись. "Инвесторы охотнее приобретут площадку отдыха, если она будет иметь технические условия и перспективу для появления платных услуг", - сказал Низов. А в отдаленных регионах для развития "привалов" целесообразно устанавливать льготные условия на использование земельных участков, специальных программ кредитования и других мер государственной поддержки.

Чтобы знать, где и что расположено, эксперты предлагают создать Единый федеральный информационный портал, где разместят данные об объектах дорожного сервиса с перечнем услуг и контактами владельцев. Это позволит автолюбителям планировать свои остановки заранее. На портале стоит сделать раздел отзывов о каждой точке. Пока этого нет, туристам стоит смотреть на число машин дальнобойщиков у кафе и гостиниц. Если грузовиков много, значит, там хорошо и кормят недорого.

Пока идут расчеты, где и какие площадки отдыха должны быть. "Одним из главных результатов работы и станет как раз Генеральная схема размещения объектов дорожного сервиса на федеральных трассах, которая будет, в том числе, учитывать интенсивность трафика, потребность в объектах сервиса на тех или иных участках дорог", - сказали "РГ" в Росавтодоре.

Статистика

Сегодня в России более 21 тысячи АЗС, 3,4 тысячи из которых расположены вдоль федеральных автодорог. Пунктов общественного питания - 2,6 тысячи, гостиниц, мотелей и кемпингов - 560, площадок отдыха - 1658, станций технического обслуживания - 521.

Италия

Путешествие на автомобиле - одно из излюбленных видов туризма как среди самих итальянцев, так и многочисленных гостей Италии. Для того чтобы все прошло гладко, лучше продумать детали еще перед тем, как двинуться в путь.

Опытные автопутешественники советуют брать машину в аренду заблаговременно и только в крупной сетевой компании. Только так можно рассчитывать на хороший сервис, если автомобиль даст сбой. Мелкие компании, предлагающие более привлекательные цены, не смогут гарантировать такого качества услуг.

Итальянцы любят путешествовать по своей стране, поэтому в туристических зонах в сезон припарковаться обычно нелегко. В большинстве случаев паркинг можно найти только при помощи местных жителей, которые в большинстве своем с радостью помогают заблудшим автотуристам.

Куда проще обстоит дело с дорогами. Есть два пути: либо воспользоваться высококачественной платной автострадой, заранее просчитав маршрут и стоимость на сайте, либо съехать на региональную бесплатную дорогу. Второй вариант займет больше времени, но позволит лучше изучить регион.

На Апеннинах нет такого понятия, как "мотель", да и кемпингов здесь почти нет. К ночлегу, пусть даже краткосрочному, в Италии более домашний подход - даже в самом маленьком городке обязательно найдется крохотный семейный отель, готовый с радостью приютить уставших путников.

С чем проблем на итальянских дорогах уж точно нет, так это с питанием. Если совсем невмоготу, то всегда можно перекусить на скорую руку в одном из сетевых ресторанов, расположенных на автострадах. Но лучше потратить немного времени и, вооружившись навигатором, найти какую-нибудь уютную тратторию. Только в таком заведении можно оценить прелесть местной кухни, которая непременно вдохновит туриста на продолжение его автопутешествия.

Греция

Путешествие по Греции на автомобиле - отличный способ посмотреть страну и при этом не зависеть от туроператоров, перелетов и трансферов. Тем более что в последнее время автотуризм в Элладе развивается быстрыми темпами, а на приличных дорогах все чаще можно встретить машины не только из соседних Болгарии, Сербии и Албании, но и из множества западноевропейских стран.

При этом бросается в глаза, что западные европейцы облюбовали удобный, а также экономичный подход к автопутешествиям по Греции и предпочитают приезжать на собственных "домах на колесах" - так называемых кемпервэнах. В таком автофургоне, оборудованном спальней, кухней и душем, можно не только с комфортом перемещаться по маршруту, но и останавливаться на ночлег в любых облюбованных местах. С учетом того, что береговая линия в Греции насчитывает более 10 тысяч километров, облюбовать местечко у воды с "собственной" бухточкой или пляжиком особой сложности не представляет.

Сегодня уже многие греческие курорты и места паломничества туристов "обросли" автокемпингами - специальными платными стоянками для любителей путешествий за рулем. В Интернете можно узнать о наличии удобств на таких стоянках, начиная от места для костра и заканчивая стиральными машинами и сушками для одежды. Цена за ночевку в греческих кемпингах колеблется от 15 до 25 евро. "Дикие" и "стихийные" стоянки кемперов абсолютно бесплатны.

В Афинах корреспонденту "РГ" предложили снять семейный фургон, оборудованный двумя спальными местами, кухней и душем, за 180 евро в сутки. При этом в "низкий" туристический сезон цены на прокат "домов на колесах" стартуют со 100-120 евро. При этом обычную малолитражку отдадут за 30-50 евро в сутки, в зависимости от марки и опций авто. Правда, помимо расходов на аренду машины, придется занести и траты на бензин, а они в Греции "кусаются" - литр солярки стоит 1,2 евро, а бензина - почти 1,7.

Проезд на автофургонах по многим платным дорогам в Греции обойдется дороже, чем на легковом авто. Если с легковушки просят от 2,8 до 3,3 евро на различных участках платных дорог, то за "дом на колесах" - от 5 до 7,5 евро.

Для остановок автотуристов на ночлег популярны и мини-гостиницы, а также апартаменты, в огромном количестве представленные на спецсайтах. В "плюсы" апартаментов безусловно можно записать гораздо более "демократический" ценник за проживание, чем в отелях, а также наличие собственной кухни.

Финляндия

Путешествовать в Финляндии на автомобиле очень дорого. Обычная цена гостиницы на трассе в Финляндии стоит порядка 100 евро за ночь, в городах от 150 и выше. Туристы, стремящиеся сэкономить на жилье, заранее бронируют в небольших частных домиках комнаты. Их стоимость чуть дешевле - 60-70 евро за ночь, но без завтрака. Самый бюджетный вариант - это палатка. Но тут есть свои ограничения: нельзя останавливаться на частной территории, нельзя разжигать костер в заповедниках. В Финляндии с кострами все очень сложно - разводить огонь можно только в специально оборудованных для этого местах, в противном случае можно быть оштрафованным на кругленькую сумму.

Туристы, путешествующие на автомобиле в Финляндии, стараются заранее запастись провизией на всю дорогу, так как на заправках в Суоми предлагают только дорогой фастфуд. А наловить себе рыбу в озере можно только на удочку, на спиннинг и сети нужно специальное разрешение.

С заправками в южной и центральной частях Финляндии проблем нет. А вот на пустынных трассах, например на севере страны, лучше брать с собой канистру с бензином на всякий случай. Отметим, что на финских заправках можно не только заправить автомобиль, но и самому перекусить, купить чашечку кофе, кое-какие продукты и вещи в мини-магазине. Цены там выше, чем в городских супермаркетах. На финских трассах, кстати, цены и на бензин выше, чем в городах.

Финские дороги оборудованы съездами, поэтому путешественники могут отдохнуть, не дожидаясь прибытия на заправку или отель. Парковка на таких съездах является бесплатной.

Автотурист к экстриму готов

Автотурист из меня давний, с 40-летним стажем: спасибо родителям и их дальним путешествиям на "Москвиче" или "Жигулях". Эти эксперименты я продолжила на собственных детях и друзьях - редкое лето обходится без какого-нибудь автопробега. То в Белоруссию, то в скромный Выдропужск, то по "южному кругу" - Липецкая, Орловская, Тульская, Воронежская, Брянская и Тамбовская области...

Гостиницы или съемные квартиры по ходу следования мы всегда заказываем заранее. Письмо по электронной почте дублируем обычным звонком по телефону. Плюс обязательно стараемся посмотреть отзывы на не слишком ангажированных сайтах, отсекая явную рекламу и антирекламу. Обычно имеем некий резервный вариант - очень часто на месте выясняется, что "ой, а мест нет/люди не выехали/нам не сказали". Мотели в России были и в советские времена, есть и сейчас. Но их не то чтобы много, а публика там может быть специфической. Особо не рискуем.

А вот пообедать в пути лучше всего именно на трассе, в какой-нибудь харчевне для дальнобойщиков. Лучшая реклама - не менее трех стоящих около кафе фур, вывеска типа "Черный лебедь" и общая задрипанность окрестного пейзажа. Нам туда! Дальнобойщиков не кормят едой в стиле фьюжн: порции будут увесистые, наваристые и очень вкусные, кофе - крепкий. На таких стоянках можно найти магазинчик, бесплатный вайфай, душ за вменяемые деньги. На обычных заправках, где тормозят туристические автобусы, все окажется в несколько раз дороже и противнее на вкус. Кстати, на "дальнобойных" стоянках я много раз видела, как персонал накладывает себе еду в тарелку "с раздачи". Высшего знака качества в общепите нет.

Продвинутые друзья-автотуристы обзаводятся рациями, с помощью которых слушают переговоры дальнобойщиков и мотают информацию на ус. У нас рации нет. Зато мы всегда берем с собой подробнейшие карты местности: навигатор в российской глубинке имеет привычку врать или отключаться. Иногда есть смысл подвезти "до города" местную бабушку, ждущую автобуса - масса новой информации окрыляет и обогащает духовно.

Автотурист в России должен быть запасливым: на придорожные сервисы надежды мало. У меня в машине всегда есть кроме обычного ремнабора и запаски саперная лопатка, плед-серебрянка многоцелевого назначения, кружка-кипятильник, бутылка с водой и мокрые салфетки, зарядник для телефона, небольшая канистра, досочка, чтоб подложить под домкрат, рулон пленки (как же он выручил, когда под Смоленском мне в водительское стекло и по уху прилетел со встречки камень!) - ну и так, кое-что по мелочи. Машина перед поездкой, естественно, проходит ТО.

Но главное, что автотуристу требуется всегда, - хорошая компания. Путешествия по России всегда немножко экстрим. На вес золота - люди, способные с юмором реагировать на проблемы, выталкивать авто из песка или грязи, не ныть, если комфорт стремится к нулю. Ну и вообще понимать, что "приключение - это правильно понятое неудобство", и не терять здорового авантюризма.

Экономика Туризм Развитие туризма в России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники