19.08.2015 12:05
    Поделиться

    Камерный театр в Воронеже откроет сезон необычными проектами

    Три новых фестиваля, три премьеры, три сцены и новый формат - эскизы спектаклей - ждут воронежцев в Камерном театре. К открытию сезона, который обещает быть нелегким из-за кризиса, здесь приготовили серию интересных и доступных проектов. Воронежцы смогут "ударить культурой по безденежью" и не потерять связи с настоящим искусством.

    - Мы начинаем проект "Театр Light", где покажем эскизы спектаклей. На полноценную постановку часто не хватает средств, пороху, актерских сил. А время идет, и не хотелось бы проходить мимо больших, значимых текстов, откладывать их на неопределенный срок, - рассказал худрук Камерного театра Михаил Бычков. - В прошлом сезоне мы устраивали читки современных пьес, они были популярны. Публика научилась "дорисовывать" спектакль, не ориентируясь на декорации и костюмы. Теперь обратимся к другой драматургии, в том числе классической.

    В эскизах будут заняты ведущие артисты труппы, поскольку жанр требует в первую очередь мастерства и личностной зрелости актера. По словам Бычкова, благодаря этому лаконично оформленные постановки не потеряют в качестве.

    Другая возможность приобщиться к образцам высокого искусства - посмотреть видеоверсии легендарных спектаклей. Их в Камерном бесплатно показывают по субботам (запись по телефону: (473) 280-12-70). Ближайший сеанс - 19 сентября, "Полнолуние" Пины Бауш. Тех, кто хочет научиться понимать театр, ждут лекции известных критиков, тоже бесплатные. Так, 13 сентября на тему "Театр. Травма. Война" поговорит с воронежцами постоянный автор "РГ" Алена Карась. Ну, а серия актерских монологов продолжит знакомство публики с труппой Камерного (и не только).

    - На осенних каникулах в Воронеже впервые пройдет фестиваль театра для детей "Маршак", часть спектаклей покажут на площадке Камерного, - отметил Михаил Бычков. - С 4 по 7 декабря мы вместе с другими творческими структурами города устроим "Мандельштамфест". Это ни в коем случае не мемориал Мандельштама (поэт был в Воронеже в ссылке. - "РГ"). В программу войдут спектакли на основе стихотворного текста, а в мировой драматургии это не редкость, музыкальные проекты с использованием художественного слова... Конечно, состоятся и вечера поэтов - как известных, так и начинающих. Кроме того, в рамках Камерного театра мы запустим фестивальный проект "Пунктир". Что-то вроде международного театрального абонемента, чтобы несколько раз в сезон воронежцы могли увидеть спектакли российских и зарубежных коллективов, объединенные определенной художественной программой. Дело в том, что на Платоновский фестиваль, жестко привязанный к началу июня, способны выбраться не все театры. А тут форма более гибкая: удобно кому-то в ноябре приехать - пожалуйста, ждем!

    Парадокс: на фоне кризиса Камерный не просто не сворачивает проекты в новом здании на улице Карла Маркса, 55а, но и возвращается в старое - в ДК железнодорожников. За минувший год рачительного хозяина для "намоленной" площадки не нашлось.

    - Невозможно смотреть со стороны, как приходит в запустение это родное для нас место, - пояснил Бычков. - Арендная плата снижена вдвое, и мы, заручившись поддержкой департамента культуры, решили сделать там свой филиал: репетировать, показывать те спектакли, которые по техническим причинам не удалось перенести в новое здание, и, конечно, воплощать свежие идеи. Чтобы заработать на содержание этой площадки, достаточно пару раз в месяц показывать "Альбом" (он идет много лет, придумаем и что-то еще на смену). Но мы исходим не из коммерческих соображений, а из желания сохранить для города знаковое культурное пространство с 20-летней историей. Надеюсь, через год-два найдутся те, кто сможет его принять и обеспечить достойное развитие.

    Хотя Камерный театр остается самым успешным в Воронеже (собственные доходы больше областной субсидии), времена и для него настают непростые. Вряд ли сохранятся президентские гранты, которые здесь получали пять лет подряд. Здание - предмет зависти многих коллективов - требует серьезных затрат. Впрочем, за счет публики решать проблемы не станут. Создают попечительский совет и клуб друзей театра.

    - Мы понимаем, что доходы нашего зрителя, скорее всего, уменьшились. И хотя цены на билеты останутся прежними (от 500 рублей, на премьеры - от 800. - Прим. "РГ"), не все жители Воронежа смогут покупать их так часто, как им бы хотелось. Однако билеты на эскизы спектаклей в рамках проекта "Театр Light" будут дешевле, поскольку и сами постановки не такого рода не потребуют больших затрат, - заметил Бычков.

    Ну, а сезон 2015/2016 в Камерном начнут 5 сентября спектаклем "Трамвай "Желание" - его поставил весной молодой режиссер из Москвы Егор Равинский. Затем состоится несколько премьерных показов антиутопии "Ак и человечество" в прочтении Дмитрия Егорова (Санкт-Петербург) и стресс-теста "Метод Гренхольма" от Георгия Цхвиравы (Омск).

    - В основу спектакля, который будет идти на малой сцене, лег "Рассказ об Аке и Человечестве" Ефима Зозули, интересного и забытого советского автора, - рассказал Дмитрий Егоров. - Зозуля был журналистом, одним из создателей журнала "Огонек", и оставил мало произведений, потому что погиб на фронте в 1941-м. Его творчество я открыл для себя пару лет назад. Возможно, эта постановка по тексту Зозули будет первой в России. Как в свое время первой была его антиутопия об Аке, созданная в 1919 году. Судя по репертуару Камерного театра, тут любят собирать литературные артефакты, и мне показалось, что такой материал будет уместен. В отличие от других антиутопий, рассказ Зозули короткий, всего 20 страниц, - но там все главные проблемы общества отражены. История в хорошем смысле социальная и, по-моему, смешная.

    Главный режиссер знаменитой Омской драмы Георгий Цхвирава воронежцам уже знаком - он ставил в Камерном "Обломoff", "Альбом", "В ожидании Годо" и "Скупого". Выбранная им пьеса испанца Жорди Гальсерана идет на многих сценах и в России, и за ее пределами, как шли в свое время чередой спектакли по МакДонаху. Значит, есть в ней некий универсализм, заключил Михаил Бычков.

    - "Метод Грехольма" поднимает очень актуальную сегодня тему - на что каждый готов пойти ради денег, славы и прочей выгоды, где грань, за которой ты теряешь собственное достоинство. Пьеса построена как детектив и, к счастью, в Интернете ее нет. Так что зритель будет заинтригован до конца спектакля, - добавил Цхвирава.

    До конца 2015 года планирует постановку по русской классике и сам Бычков. Что это будет - пока загадка. Следить за новостями можно на сайте Камерного театра.

    Поделиться