Открыть свой 30-й сезон галерея решила таким вот концептуальным проектом. Понятие "Запад" в нашем сознании рационально: оно становится практически синонимом сплошной прагматики, самоутверждений (или самообманов) и выстраивания жизненных карьер. "Восток" - понятно, "дело тонкое", то чувственное, то психоделическое, обманчиво неторопливое и вечно горючее. Что случается, когда сходятся "волна и камень, стихи и проза, лед и пламень"? В идеале, конечно же, сочетание несочетаемого и должно (даже если не всегда получается) рождать гармонию, - убеждены кураторы выставки, художницы Елена Рюмина и Наталья Георгадзе. Конечно, они имеют в виду и современное разорванное информационное поле. Выбор между Востоком и Западом - или поиски точек соприкосновения? Рюмина напоминает про слова философа Николая Бердяева: Россия как раз может стать той самой силой, которая "творчески преобразит" две цивилизации и примирит их друг с другом.
Японка Минако Ота переехала в Россию в 2007 году, с тех пор считает себя "вечной иностранкой". На выставке три ее работы - "Где-то между", "Ловец любви", "Листья и волны". Ота изучала традиционное японское искусство в токийском художественном университете, затем увлеклась реставрацией и продолжила обучение в США. И западная техника живописи прекрасно уживается в ее творчестве с традиционными японскими мотивами.
Другая странница - москвичка Татьяна Ян - несколько лет назад представляла в "Новом Манеже" свою выставку "Паломничество в страну Востока". Путешествовать она обожает - будь то Азия или Европа. Хотя про страсть к Востоку говорит загадочно: к этому ее подтолкнули любовь и супружество. Если б не стала художником - признается Татьяна - быть бы ей садовником: сад для Востока - целый философский мир. Нетрудно и понять, какие экзотические уголки земли вдохновили художницу на создание сочного полиптиха "Хурма на китайской тарелке": он тоже представлен на выставке.
А вот у Константина Батынкова в "Песнях гондольера" - мир черно-белый. Венецианские гондолы блуждают в бушующем океане, над ними висят вертолеты, явно враждебные, как бывают враждебны друг другу Восток и Запад. Михаил Рошняк представил арт-объект "На Восток... или Путь к себе", в котором он использовал горсть земли. Это посвящение памяти русских землепроходцев, открывавших восток России - Сибирь, Камчатку, Чукотку, Аляску. К чему тут эта горсть чернозема на полу? По замыслу автора, это элемент, подчеркивающий единство мира, стоящего на одной земле. Иной взгляд у Игоря Шелковского - его нарочито "пустая" конструкция напоминает о крахе "западной модели жизни" и необходимости поиска смысла бытия на Востоке.
Каждый участник выставки на свой лад интерпретирует мысль Бердяева о том, что Россия - это "Востоко-Запад": "Россия может сознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре восточного и западного миров и может быть определена как Востоко-Запад... Россия должна стать для Европы внутренней, а не внешней силой, силой творчески преображающей".
Но при всех разночтениях послевкусие от выставки таково: художники, вольно или невольно, сходятся в том, о чем сказал другой философ, Гегель: как ни верти, - одновременно "Восток и Запад присущи каждой вещи".