Лоббируют интересы бизнеса?
В профсоюзах республики полагают, что инициатор законопроекта - министерство экономики - при подготовке нормативно-правового акта проигнорировал их мнение по поводу поправок в действующий ТК.
В госведомстве предложили, в том числе, наделить руководителей частных предприятий правами заключать срочные трудовые договоры на все виды работ, увольнять сотрудников по усмотрению администрации без согласования с профсоюзами, отменять доплаты за работу в выходные и праздничные дни, ночное и сверхурочное время.
Первыми свое несогласие с инициативой минэкономики высказали представители профсоюзов горнодобывающей отрасли КР.
- Разработка законопроекта шла более полугода. Все это время мы вносили свои рекомендации и замечания, однако в окончательный вариант документа они не вошли, - говорит председатель горно-металлургического профсоюза Эльдар Таджибаев. - Госсантехинспекция и министерство труда, миграции и молодежи также выступили против большинства предложенных изменений.
- По большому счету в законопроект включили только наши предложения, касающиеся квалификации и обучения кадров, но никак не защиты прав трудящихся. В итоге на общественное обсуждение вынесли документ, который лоббирует интересы бизнеса. В случае его утверждения работников могут просто увольнять без каких-либо причин. Право на труд, которое, кстати сказать, закреплено в Конституции страны, будет грубо нарушено, - отмечает он.
А исполняющий обязанности председателя центрального комитета профкомов Шерали Эгембердиев считает, что предлагаемые поправки в случае их утверждения могут спровоцировать новую волну трудовой миграции из республики.
В свою очередь министр экономики КР Олег Панкратов говорит, что законопроект до сентября будет проходить общественное обсуждение, в ходе которого разработчики документа учтут все замечания.
- Изменение трудового законодательства - это требование времени, а вовсе не прихоть нашего ведомства или чье-то желание. Я не понимаю заявлений представителей профсоюзов. В предложенном варианте много нововведений, которые как раз защищают права работающих несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями, беременных. Например, в отношении этих категорий граждан будет действовать запрет на привлечение их к работе в ночное или сверхурочное время. Что в этом плохого? Почему-то определенные лица интерпретируют все так, словно новый закон приведет страну к рабовладельческому строю, - объясняет министр.
Бизнес-сообщество страны тем временем поправки в Трудовой кодекс не только одобрило, но и направило премьер-министру обращение, в котором попросило главу кабмина поддержать их.
"Киргизия страдает от высокого уровня неформальной занятости и теневой экономики. Одной из причин, по которой многие предприниматели не заключают официальные трудовые договоры, является нынешнее регулирование трудовых отношений, не соответствующее реальности и обременительное для малого и среднего бизнеса", - говорится в обращении.
Без договора ничего не доказать
В то время, пока идет выяснение, кто прав, а чьи взгляды противоречат Конституции, ситуация с наемным трудом в стране оставляет желать лучшего.
По данным профсоюзов, сегодня в Киргизии 70 процентов населения трудится в частных структурах, и практически каждый третий работник делает это, не заключая никаких договоров.
- Такая ситуация до определенного момента устраивает и работника, и работодателя, - рассказывает юрист Эркин Сааданбеков. - Отсутствие контракта дает работодателю возможность не платить подоходный налог, а работнику получать заработную плату в конверте без вычетов. Однако, как я уже сказал, все это до поры до времени. В случае возникновения разногласий или, того хуже, получения травмы на рабочем месте наемный рабочий вполне может оказаться на улице без возмещения ущерба его здоровью.
Арлиза Джунушбекова приехала в Бишкек из глубинки и устроилась к дальним родственникам в цех по лепке пельменей. Естественно, договор с ней никто не заключал. Работая как-то в ночную смену, девушкаполучила травму - ее пальцы зажало в не-исправной электромясорубке. Хозяин цеха пообещал оплатить лечение. Однако через некоторое время отказался от своих слов и даже не выплатил Арлизе заработанные деньги.
- Я обратилась к юристу, но он мне сказал: доказать, что я трудилась в этом цехе, очень сложно. Ведь никаких документов, которые могли бы подтвердить, что я работала здесь, нет, - говорит девушка.
Сейчас Арлиза обратилась с заявлением в правоохранительные органы и в суд с иском о защите своих прав. Однако юристы сомневаются, что ей удастся добиться положительного решения.
Тем временем
Техническая инспекция охраны труда при Федерации профсоюзов КР в 2014 году зафиксировала более 17 тысяч нарушений техники безопасности на производстве. По словам главного инспектора ведомства Догдурбая Тыныбекова, общая сумма штрафов превысила восемь миллионов сомов.
- Штрафы, которые сегодня действуют в республике за несоблюдение техники безопасности на рабочих местах, - это мелочь, - отмечает Догдурбай Тыныбеков. - Проблема еще и в том, что сегодня в республике нет конкретной структуры, которая бы отслеживала соблюдение работодателями трудового законодательства. Наше ведомство не может проводить рейдовые проверки предприятий, даже тех, которые относятся к разряду опасных. Предприниматели этим умело пользуются. С работниками не заключают контракты, оборудование не проходит должный технический контроль безопасности. Нужны новые, более жесткие правила и меры ответственности владельцев предприятий.