К разрыву двусторонних отношений правительство Киргизии прибегло после того, как американские власти решили наградить премией Госдепа США "Защитник прав человека" гражданина Киргизии Азимжана Аскарова. Он был осужден и приговорен к пожизненному заключению за разжигание межэтнической вражды, организацию массовых беспорядков, соучастие в убийстве сотрудника правоохранительных органов в ходе трагических событий июня 2010 года на юге Киргизии.
Расторгнутое вчера соглашение было заключено в 1993 году и давало США право беспошлинного ввоза в республику товаров, которые использовались в реализации американских программ, предоставляло статус дипломатической неприкосновенности сотрудникам этих программ и освобождало их от уплаты обязательных платежей.
В конце июля официальный Бишкек выступил с заявлением, в котором усмотрел в награде Госдепа "преднамеренные действия, направленные против укрепления межэтнического мира и согласия в стране", и признал, что в условиях, когда "создавшаяся ситуация в корне не отвечает национальным интересам нашего государства, любая помощь, предоставляемая со стороны США, теряет свою значимость".
Вашингтон попытался выправить ситуацию. В Киргизию срочно прилетел первый заместитель помощника государственного секретаря США Ричард Хоугланд. Когда же американскому дипломату не удалось переубедить киргизские власти, Госдеп решил повлиять на международный имидж Киргизии. Естественно, негативно.
В начале августа внешнеполитическое ведомство США опубликовало доклад о торговле людьми на мировом рынке. В этом документе Киргизия названа "страной транзита для мужчин, женщин и детей, подвергающихся принудительному труду, а также для женщин и детей, подвергающихся сексуальной торговле. Американцы настоятельно рекомендуют Бишкеку уделять больше внимания соблюдению прав человека в республике.
- Кто бы рекомендовал, но не Америка, - прокомментировал "РГ" киргизский эксперт Марс Сариев. - Подобного рода заявления можно расценивать как элементы давления на "неугодные" страны, дабы выставить их в негативном свете, чтобы сократить экономическую помощь со стороны международных доноров.