История с кражей в художественной галерее Тарусы, кажется, закончилась благополучно: полотна Поленова и Айвазовского найдены, подозреваемые в похищении задержаны. Но каждому ясно, что такой исход - скорее исключение. Гораздо чаще сокровища человеческой истории уплывают бесследно или уничтожаются безвозвратно.
Культура всесильна и беззащитна: число случаев, когда на нее покушались, огромно. Поэтому упразднение полицейских постов в музеях и галереях России получило такой резонанс: опасность для культурных сокровищ России может возрасти лавинообразно. Кто гарантирует, что в условиях снижения жизненного уровня не появятся все новые любители поправить свое благосостояние, "позаимствовав" ценности в ближайшем музее?
Возможных мотивов покушений на художественные сокровища не счесть. Еще в 1911 году Россия чуть не лишилась шедевра Репина "Иван Грозный и сын его Иван..." - когда один из посетителей Третьяковской галереи в припадке безумия изрезал полотно ножом. Ровно тридцать лет назад произошел трагический инцидент с "Данаей" Рембрандта в Эрмитаже: некий безумец решил свести счеты с советской властью, вылив на живописный шедевр кислоту. Тогда, защищая полотно, серьезно пострадал сотрудник милиции. Еще не утихла волна возмущения варварским налетом религиозных фанатиков на выставку в московском Манеже. Опасности крупных краж и вандализма подвержены даже крупнейшие музеи мира. Пять лет назад группа защитников окружающей среды "в интересах экологической безопасности" напала на статую с острова Пасхи в Британском музее. Не раз особо нервные туристы в Лувре пытались забросать различными предметами леонардову "Мону Лизу". Психический больной облил кислотой картины Дюрера в мюнхенской Пинакотеке. Невосполнимы потери для мировой культуры, нанесенные исламскими экстремистами, разрушающими древние гробницы и статуи, ибо те противоречат их религиозным убеждениям, - уничтожены целые города и комплексы, входящие во Всемирное наследие ЮНЕСКО, погибли расстрелянные талибами уникальные статуи Будды... Всегда велик соблазн истребления тех или иных памятников по чисто политическим, часто конъюнктурным мотивам. Мотивы приходят и уходят - а утраченные артефакты уже не вернешь.
Упразднение охраны в музеях России продиктовано соображениями экономии. Кто выиграет и кто проиграет от такой экономии? Где выход из создавшейся ситуации? Мнения экспертов "РГ".
Михаил Борисович, Эрмитаж известили, что с 1 ноября полиция перестанет охранять музей. Что это за письмо?
Михаил Пиотровский: Вопрос касается не только Эрмитажа. В связи с сокращениями в МВД, я получил от начальника управления вневедомственной охраны Петербургского УВД Соболева, где нас уведомляют о снятии постов охраны с 1 ноября и расторжении существующих договоров на физическую охрану объекта "Государственный Эрмитаж". Правда, МВД готово в полном объеме обеспечить охрану с помощью технических средств, а также обеспечить реагирование нарядами на сигналы, сформированные средствами тревожной сигнализации. Что такое физическая охрана - это посты на входах и патрули обходящие, вся наружная охрана…
В ответ на это я посылаю письма министру внутренних дел и начальнику управления внутренних дел с просьбой сказать четкими словами, значит ли это, что музей лишается охраны. Поскольку на самом деле никаких нормативных актов на этот счет нет. Наоборот, существуют списки, по которым Эрмитаж особо охраняется и никаких отмен этих списков не было. Соответственно я пишу в правительство, министрам, что, если так - тогда нам нужны деньги на то, чтобы нанять частное охранное предприятие, Это уже совершенно другие деньги, нам нужно примерно 100 миллионов рублей в год для этого.
С другой стороны, министр культуры еще раньше направил письмо, встречался с министром МВД Колокольцевым. У него есть письмо, адресованное президенту Путину, относительно того, что нужно защищать музеи, музеи-заповедники... То есть как бы аппаратная работа ведется, но пока единственная бумага у нас - о том, что охрана уходит и договоры расторгаются. Мы только что завершили ремонт Запасного дома, сделали прекрасное помещение для полиции - теперь придется из этих помещений их изгнать.
Напомню: у нас есть собственная служба музейной безопасности. Но она не имеет тех прав, которые имеют сотрудники вневедомственной охраны, не может арестовывать, задерживать, иметь оружие…
Это же проблемы, которые касаются не одного лишь Эрмитажа?
Михаил Пиотровский: Это касается всех учреждений культуры.
А что делать музеям поменьше? Кто гарантирует, что завтра не украдут, как недавно в Тарусе Айвазовского или прежде в Плесе Левитана?
Михаил Пиотровский: У кого-то уже давно снята охрана, у кого-то есть ЧОПы. Увы, даются указания: как охранять окна, - а дальше все сводится к тому, что полиция быстро приедет по сигналу. На этом основывается вся охрана. Это общий вопрос охраны памятников культуры, и надо понимать, что этот вопрос важнее охраны банка. Банк может заплатить - за свою охрану. Музеи заплатить за охрану общего исторического, культурного, государственного достояния сами не могут. Рекомендации таковы: давайте нанимайте частные предприятия либо ГУП "Охрана", есть такое коммерческое предприятие при МВД. Но это совершенно другие деньги. И потом, когда в музее есть полиция, ты знаешь, куда обращаться, если что не так. Потому что, грубо говоря, полицию "со стороны" тоже не каждый уровень защиты можно допускать…
Как же теперь будет охраняться та же бесценная Золотая кладовая Эрмитажа?
Михаил Пиотровский: Я обратился к Союзу музеев и предложил всем провести учения по защите музейных ценностей - мы проводим у себя такие регулярно. Нужно ведь придумывать какой-то рецепт, просто плакать и рыдать бесполезно, - у нас не та страна. Надо предложить какие-то конкретные вещи. У нас есть хороший опыт работы совместной со своей службой безопасности. Иногда мы привлекали и частные охранные предприятия. Есть опыт - но теперь его явно недостаточно. Мы написали уже много писем: может быть, сократить количество полицейских, охраняющих Эрмитаж, придумать более действенные и мобильные варианты с обходящими патрулями. Сделать более мобильной систему охраны. Будем сейчас пробовать, смотреть, просить и требовать.
Прежняя система охраны тоже была не идеальной - не спасла же, скажем, когда-то от нападения на "Данаю" Рембрандта в Эрмитаже?
Михаил Пиотровский: Но при нападении на "Данаю" был милиционер, который кинулся на нападавшего и пострадал. Благодаря тому, что он все-таки схватил этого человека, "Даная" не погибла окончательно. У нападавшего ведь и взрывное устройство было. Полиция не защищает полностью. Но это один из важнейших факторов, это люди с оружием, в форме, могут задержать людей. Тут все в комплексе, в общем сочетании полиции и собственной службы безопасности, смотрителей, технических средств. Комплекс этот не без недостатков - но ослаблять его еще больше нельзя: криминогенная обстановка вокруг музеев психологически накаляется, она все время существует, но в последнее время очень ощутима.
Как в крупнейших мировых музеях строится система охраны? Государство участвует в этом или нет?
Михаил Пиотровский: Везде по-разному. Где-то участвует, где-то работают частные охранные предприятия. Но за большие деньги. Например, охрану музея Метрополитен оплачивает Ньй-Йорк. Откуда у нас такие деньги? Во всем мире, кстати, сейчас затягивают пояса тоже. Я только что читал статью о проблемах берлинских музеев, где сокращаются часы работы, и все именно из-за того, что не хватает той же самой охраны. Это общемузейная проблема вообще - и финансирование, и охрана. Но и здесь во многих вещах мы более передовые, так что непонятно - зачем нам терять свой хороший опыт?
Реакции на ваши письма и обращения пока никакой?
Михаил Пиотровский: Мы стараемся вместе решать нормальными путями, аппаратно-правительственными. Союз музеев, этим много занимается. И министерство занимается. Сокращение вневедомственной охраны чревато многими плохими последствиями. Что касается реакции - так быстро у нас ничего не бывает, тем более, сейчас лето.
Как сейчас охраняются музеи?
Анна Колупаева: С 2009 года действовало распоряжение правительства, которое устанавливало перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией. Туда входят здания и фондохранилища федеральных музеев и музеев-заповедников, федеральных архивов и федеральных библиотек. Естественно все наши государственные музеи применяют технические средства, договоры на их обслуживание они стараются заключать непосредственно с органами внутренних дел. Часть таких функций даже в крупнейших музеях - в том же Петергофе или Царском Селе, выполняют частные охранные предприятия просто потому, что вневедомственная охрана не в состоянии взять эти территории под охрану. Эрмитаж всегда охранялся специальным подразделением полиции. Там есть "Золотая кладовая"…
Кто будет ее охранять с 1 ноября?
Анна Колупаева: В этом и вопрос: какое частное охранное предприятие нанять? Каким образом мы его проверим? Такого рода хранилища и экспозиции есть не только в Эрмитаже, они есть и в региональных музеях. У нас фантастические коллекции в Ростовской области, в том же Азовском музее, в Новочеркасске сказочная коллекция казачьего оружия. В наших краеведческих музеях очень много огнестрельного оружия XIX-XX веков. Получается, мы должны отдать это под охрану тем, кто даст самую низкую цену на торгах. Вот к чему все сводится.
Музейная общественность не ставит вопрос, что все 2, 5 тысячи музеев должны быть обеспечены полицией. Кстати, такое же уведомление о прекращении охраны органами внутренних дел получили такие объекты, как Новодевичий монастырь, который находится в распоряжении церкви и является объектом ЮНЕСКО. Но там же есть музейные предметы, мы не забирали иконы из иконостасов. Естественно, Московский патриархат тоже чрезвычайно обеспокоен тем, как обеспечить охрану на должном уровне.
Какие полномочия у частной охраны? Может ли она иметь при себе оружие, предпринимать какие-то действие в экстренных случаях? Или только полиция имеет на это право?
Анна Колупаева: Все зависит от содержания лицензии. У них может быть лицензия и ношение оружия, они могут проводить какое-то задержание, ограничивать передвижение злоумышленника. Понятно, что чем меньше там полномочий, тем дешевле услуга. И именно это нас очень тревожит. Самая большая беда для нас, что объявляя конкурс на охрану объекта, мы в техническом задании обязаны указать, что охраняется: какие системы безопасности, где что находится. Таким образом эта информация становится доступной, в общем-то, неограниченному кругу лиц. Ведь при проведении закрытых торгов мы же должны кого-то туда пригласить. Как мы определим, кого из частников можно пригласить, кого нет?
Как быть музеям-заповедникам?
Анна Колупаева: С ними самая сложная ситуация. Там физически невозможно найти такое частное охранное предприятие, которое бы эффективно и надежно охраняло эти территории. Там нет заборов и ограждений - территория открытая. Поэтому технические средства там практически невозможны. Конечно, для таких объектов вневедомственная охрана - единственный способ как-то реально себя защитить. Ведь там все бывает и жгут, и воруют, и пытаются разрушить.
А как проводить конкурс в регионах? Там есть одна охранная организация и все. Не будем же мы в Карелию, или на Урал, или в Сибирь приводить частное охранное предприятие из Москвы. Это невозможно. "Поленово" первым забили тревогу. Там было много случаев вандализма именно на территории, не в самом музее. Много региональных музеев, где в фондах находится большое количество ценных не только с историко-культурной, но и с рыночной точки зрения, экспонатов. Это Кубань, где у нас скифское золото. Как такие уникальные золотые кладовые мы должны отдавать непонятно кому и ждать, когда это частное предприятие не справится?
Что предпринимает музейное сообщество, чтобы этого не произошло?
Анна Колупаева: Мы надеемся, что несмотря на сокращении численности МВД все-таки будут найдены разумные решения, которые позволят нам продолжать работать с органами внутренних дел. Например, какие-то объекты будут включены в перечень, где обязательно должна быть охрана. Надеемся, будут приняты какие-то нормы, которые позволят, не проводя торгов, заключать договор с ГУП "Охрана", который непосредственно подчиняется МВД. Да, это будет для нас дороже, так как это коммерческая организация, но самые сложные объекты можно было бы доверить ей. Цена здесь - не главное. До 1 ноября еще некоторое время есть, думаю, мы найдем какое-то решение. Надо, чтобы наиболее уязвимые, наиболее важные и знаковые объекты все же остались под этой охраной.
1911 г. - картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" из Лувра. Найдена через два года.
1976 г. - 119 картин Пабло Пикассо из папского дворца в Авиньоне. Все найдены.
1987г. - картина Анри Матисса "Сад" вынесена из Музея современного искусства в Стокгольме во время ограбления. Найдена спустя 25 лет.
1988 г. - три картины Винсента Ван Гога, в частности "Подсолнухи" украдены при ограблении Музея Стеделек в Амстердаме. Найдены через две недели.
1990 г. - оцененные в 300 миллионов долларов полотна Дега, Мане, Рембрандта и Вермера из Бостонского музея.
1991 г. - 20 картин стоимостью 200 миллионов долларов из музея Ван Гога в Амстердаме; найдены через час.
1993 г. - шесть полотен Пикассо и два - Брака стоимостью 60 миллионов долларов из Музея современного искусства в Стокгольме.
1994 г. - "Крик" Эдварда Мунка из Национальной галереи в Осло; найдена.
2000 г. - "Молодой парижанин" и "Беседа с садовником" Пьера Огюста Ренуара и "Автопортрет" Рембрандта похищены при ограблении Национального музея в Стокгольме. Ограбление было названо "кражей миллениума". Общая стоимость этих трех картин - 30 млн долларов. Найдены через несколько дней.
2003 г. - "Мадонна с веретеном" Леонардо да Винчи вынесена из замка Драмлэнриг в Шотландии. Найдена спустя 4 года в Глазго.
2004 г. - две картины Эдварда Мунка - вторая версия "Крика" и "Мадонна" украдена из Музея Мунка в Осло. Найдены спустя 2 года.
2008 г. - картина "Взятие Христа под стражу, или поцелуй Иуды" Микеланджело да Караваджо была похищена из Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе. Найдена спустя два года в Германии.
Валерий Карпов, директор "Ирбитского государственного музея изобразительных искусств" (это единственный в стране специализированный музей гравюры и рисунка):
- К сожалению, с января нынешнего года нас уже лишили права пользоваться услугами вневедомственной охраны. Из ГУВД области и правительства региона поступило распоряжение с требованием создавать собственную службу безопасности. Для этого даже штатные единицы выделили. Ирбит - город небольшой, с трудом нашли специалистов, не первому же встречному доверишь. Набрали все тех же полицейских, которые вышли на пенсию. Правда, сигнализация музея до сих пор выведена на пульт вневедомственной охраны, что внушает надежду: в случае ЧП прибудет полиция. К счастью до сих пор серьезных происшествий не случалось. Так, пара хулиганских выходок: окно разбили да по водосточной трубе на крышу забрались. Но однозначно - исчезновение профессиональной охраны музеев грозит утратой шедевров. На национальном достоянии нельзя экономить.
Тамара Ковалева, директор музея Нижегородского государственного университета, председатель общественной организации "Нижегородский музейный центр":
- Нас ситуация с сокращением сотрудников МВД не коснется, потому что в структуре университета есть собственная служба охраны. По моей информации, сотрудников полиции в учреждениях культуры практически не осталось, все перешли на работу с частными охранными предприятиями.
Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи:
- Музеи федерального подчинения сейчас оказались на пороге той ситуации, какую региональные сокровищницы пережили уже несколько лет назад. По предписанию государственной власти, наша галерея была вынуждена расстаться со вневедомственной охраной уже более трех лет назад. С тех пор работаем с частными охранными предприятиями. Во взаимодействии с ними свои нюансы. Сложность в том, что выбор охранного предприятия осуществляется не как выбор между лучшими, а в соответствии с федеральным законом № 44 - путем тендера. А в этом случае не факт, что победившая структура окажется самой, а не просто предложит свои услуги подешевле. Тут важно правильно формулировать задание, требования к компании и проверять тех, с кем, высоко вероятно, придется работать. Необходимо не просто допустить ЧОП в музей, но постоянно взаимодействовать с агентством. И другая важная особенность: осознавать уровень прав частного охранника. И удостовериться в его четком взаимодействии с государственными органами внутренних дел. У нас до сих пор получалось поддерживать должный режим безопасности.