20.08.2015 11:45
    Поделиться

    Рекламным лицом Смоленской области стала Катюша из песни

    У смоленского туризма появился неповторимый образ - девушка Катюша из одноименной песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. И это не просто слово - "образ". Это живой человек, красавица и умница!

    На прошлой неделе в поселке Угра в рамках литературно-песенного фестиваля "Катюша" авторитетное жюри выбрало девушку, которая и стала Катюшей, рекламным лицом Смоленской области. В конкурсе красоты участвовало семь барышень из районов, входящих в состав т.н. "Вяземского туристического кластера", а победительницей была признана Снежана Фоменкова (ей же достался и приз зрительских симпатий). Ее увенчали короной, выполненной художником-ювелиром Михаилом Поповым в уникальной технике "вяземская стека". Теперь Снежана будет представлять Смоленскую область на различных туристических форумах и выставках.

    Приз конкурса за артистичность достался Марине Новиковой из Вязьмы. У нее также появилась миссия: она станет рекламным лицом масштабного и многопрофильного проекта "Дорогами Катюши", который вот уже несколько лет успешно реализуется в Смоленской области и включает в себя внедрение туристического маршрута, подготовку мероприятий, свидетелями которых становятся туристы, а также широкую рекламную кампанию.

    - Стихи знаменитой песни написал наш земляк Михаил Исаковский, песня появилась на Смоленщине, и все смоляне точно знают, что Катюша выходила на берег именно в Угре, - говорит консультант департамента по культуре и туризму Элеонора Решетникова. - Но берег, конечно, может быть любым: например, во Владивостоке есть памятник Катюше, и появился он там неслучайно. Исаковский с Блантером учились в Москве вместе с девушкой Катей, есть легенда, что оба были в нее влюблены, после завершения учебы расстались, она вышла замуж за пограничника и уехала на Дальний Восток. Потом, в 1938 году, после событий на Халкин-Голе, во Владивосток приехала с концертами группа советских деятелей культуры, в числе которых были Исаковский с Блантером, и на одной из встреч они вдруг увидели свою знакомую Катеньку, которая получала награду как участник тех боев! Вот почему во Владивостоке тоже есть памятник Катюше! К тому же не нужно забывать, что в мире установлено 118 памятников "Катюше" - советской боевой машине реактивной артиллерии.

    Эти обстоятельства позволили смолянам разработать концепцию туристического маршрута, который может охватывать всю территорию России - от Смоленска до Владивостока (на заводе в Воронеже, например, "Катюшу выпускали) и даже выходить за ее границы, поскольку памятники "Катюше" есть и в Европе, и даже в Китае. Конечно, мало кто сочтет возможным посетить все места, связанные со знаменитой Катюшей - эта задача неподъемная. Однако в данном случае нетрудно сделать туристический маршрут составным: уже есть, например, участок "Дальневосточными дорогами Катюши", есть чисто смоленский сегмент, есть межрегиональный и российско-белорусский варианты. В Смоленске наиболее интересным и перспективным для себя считают участок от Поклонной горы до Брестской крепости.

    Как бы красиво все это ни выглядело на бумаге, без участия туристического бизнеса любой туристический маршрут остается набором слов. Здесь, по счастью, все получилось иначе: вот уже несколько лет проект "Дорогами Катюши" участвует в крупных туристических форумах, что и привлекло к нему внимание ряда операторов, и те уже сейчас успешно предлагают его своим клиентам, ориентируясь при этом на мероприятия, которые в конкретные дни проходят в Смоленской области. Например, это может быть тур выходного дня с посещением Смоленска и Минска.

    При этом к делу привлекаются местные экскурсоводы, которые рассказывают обо всех событиях, которые происходили по маршруту движения автобуса, производители сувениров, музеи, гостиницы и так далее. На упомянутый выше литературно-песенный праздник "Катюша" в Угре, например, таким образом, приехали два автобуса с туристами! Это не так уж мало для небольшого поселка… Для них была организована отдельная программа: они приняли участие в зрительском голосовании за лучшую девушку Катюшу, посмотрели выступления многочисленных артистов, познакомились с местной кухней, побывали у памятника песне "Катюша", на месте гибели командира батареи реактивных минометов капитана Флерова и так далее.

    Столь удачное путешествие сложилось не впервые. С начала 2014 года в рамках проекта "Дорогами Катюши" прошло 30 мероприятий, самыми яркими стали конкурс чтецов в образе Василия Теркина, праздник "Медаль за город Будапешт", фестиваль "На привале", праздник "Оживший хутор", посвященный 105-летию Александра Твардовского на его родине в Починковском районе на хуторе Загорье, слет партизан "И помнит мир спасенный" в поселке Пржевальское. Везде были туристы, и везде присутствовали особенные зрители - трудные подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

    - На любых подобных мероприятиях хочется видеть детей, - объясняет Элеонора Решетникова. - И, конечно, мы сразу вспомнили про трудных подростков, которые состоят на учете в полиции. Если вспомнить героев Великой Отечественной войны, мало кто из них в детстве был тихим мальчиком, и нынешние трудные подростки вполне могут брать с них пример. При этом управление МВД по Смоленской области ими занимается, устраивает какие-то встречи, игры, сейчас, например, они в летнем лагере. Так почему бы не объединить наши усилия? Идея полностью себя оправдала, и были случаи, когда полиция брала на себя огромный объем работы! Вот был фестиваль "На привале", туда и кинологи со служебными собаками приехали, и спецназ... Дети были в восторге!

    Немалая часть возникших в последние годы туристических и патриотических проектов появилась в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне, и может статься, что уже в следующем году о них никто не вспомнит. Не ждет ли такая же судьба и "Дороги Катюши"? В департаменте по культуре считают, что избежать подобного развития событий поможет сама история Смоленской области. И дело даже не в том, что в следующем году будет отмечаться 75-летие начала Великой Отечественной войны, в 2018-м - 75-летие освобождение Смоленска от фашистов, и так далее. Просто говорить о воспитании патриотизма, не упоминая при этом Смоленскую область, невозможно, и строить планы развития туризма на этой теме региону, как говорится, сам бог велел.

    Так, например, недавно на федеральном уровне заговорили о возрождении детского, школьного туризма - своего рода выездных уроков, дающих подрастающему поколению возможность побывать в тех местах, где происходили важные для России события. В советское время в дни каждых школьных каникул Смоленск принимал огромное количество школьников из самых разных уголков СССР, и ничего удивительного в этом не было: как рассказывать об Отечественной войне 1812 года, о победах и поражениях 1941-45 годов, не упоминая о Смоленщине? А фронтовики, великие артисты Юрий Никулин и Анатолий Папанов? А Василий Теркин и поэт-фронтовик Александр Твардовский? А первый космонавт Земли Юрий Гагарин? Да и та же "Катюша" - хоть песня, хоть орудие - ведь тоже смоленская!

    Выбор рекламного лица - задача сложная, известно немало случаев, когда разработчики бренда не просто ошибались, но и приносили существенные убытки. Выбор Смоленской области, лицом которой отныне станет Катюша из всенародно любимой песни, кажется безошибочным, но подтвердить это сможет только время.

    Поделиться