Анна Козлова, писательница:
Школьное время - особенное. Пока мы учимся, то чувствуем себя как-то обделенно, грустно; хочется не знания получать, а скорее бежать домой. Взрослея, понимаешь, что без школы обойтись никак нельзя, однако лично мне даже сейчас туда вернуться не хотелось бы. Прошли десятилетия, но мало что меняется в процессе обучения: в целом он такой же скучный и, судя по моим детям, еще более строгий. Я веду к тому, что обсуждения школьной программы, формы или цвета краски в спортивном зале, быть может, и важны, но не первостепенны.
Коснемся отдельно вопроса школьной формы. Он чуть ли не самый болезненный в последние годы. По моему личному убеждению, настали времена, когда форма имеет минимум значения. Дисциплине она, конечно, не поможет: если ребенок дурно воспитан, смешно полагать, что одежда, в которую он облачен, сможет наставить его на путь истинный. Что же касается вопроса "равноправия" - мол, в форме все дети, бедные и богатые, равны, - то, опять же, случай не современный. В нынешнем обществе даже обеспеченные люди могут одеваться скромно, зато атрибуты их жизни прекрасно отображают статус. Кто-то явится в школу с навороченным телефоном, кого-то подвезут на машине бизнес-класса, кто-то будет хвастаться загаром с экзотических островов. Разве при таком раскладе схожесть пиджаков убережет от зависти? Да и будем откровенны, сама форма может быть куплена на рынке, а может быть приобретена, например, в "Бенеттоне", и это будет прекрасно видно. Я бы еще поняла, если бы существовал строгий единый стандарт, как в некоторых специализированных школах. Нет же - вид формы, как правило, носит чисто рекомендательный характер: такая-то тональность, такого-то цвета вставки, и все.
Важнеее всего достойное воспитание, интересный процесс обучения, а также грамотные учителя, которых сейчас совсем немного. У нас же обсуждают преимущественно школьную форму, будто это панацея от всех бед образования.