21.08.2015 12:25
Поделиться

Сроки и основания прокурорских проверок юрлиц и госорганов ограничат

Серьезным образом меняется порядок проведения прокурорских проверок. Проверка исполнения законов не должна превышать 30 календарных дней, в исключительных случаях этот срок может быть увеличен в два раза, а решение о последующем продлении проверки может быть принято только генпрокурором или его заместителем. Повторные проверки по одним и тем же фактам не допускаются.

Эти новшества предусмотрены поправками в закон о прокуратуре, которые внесены правительством в Государственную думу.

Как говорится в пояснительной записке к документу, поправки разработаны для реализации правовой позиции Конституционного суда, выраженной в постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П.

В этом постановлении, принятом по жалобе правозащитных и благотворительных организаций ("АГОРА", "Мемориал", "Гражданское содействие", "Забайкальский правозащитный центр", "Международный стандарт"), КС признал не соответствующими конституции ряд положений закона о прокуратуре.

Правительство пошло дальше, и предлагает ограничить сроки предоставления информации и проведения проверок не только в отношении НКО, как это следует из постановления КС, но и в отношении всех "поднадзорных" органов и организаций, будь то органы власти или коммерческие фирмы.

Проект предусматривает, что справки и документы по требованию прокурора должны предоставляться в течение 10 рабочих дней, а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение 5 рабочих дней. Правда, при этом оговаривается, что при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, чьему-либо имуществу, а также при ЧС документы должны представляться в течение суток.

Ограничивается набор документов, которые вправе потребовать прокурор. Теперь он не может требовать документы, которые проверяемые орган или организация не обязаны иметь в соответствии с законом, либо которые не относятся к предмету проверки или уже представлялись.

Если к проверке привлекаются другие госорганы, они не имеют права на самостоятельные проверочные мероприятия. С другой стороны, органы прокуратуры не могут подменять иные госорганы.

"Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, когда эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки", - гласит одна из норм законопроекта.

Решение о проведении проверки должно приниматься прокурором или его заместителем и доводиться до сведения руководителя проверяемого не позднее дня начала проверки. В уведомлении в обязательном порядке указываются цели и предмет проверки.