20.08.2015 21:00
    Поделиться

    Минтруд предложил в каждом регионе установить собственный МРОТ

    Минтруд предлагает в каждом регионе установить собственную минимальную зарплату
    Реальные доходы россиян продолжают падение. Согласно данным минэкономразвития за первое полугодие они упали на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Почти 70% россиян продолжают экономить на товарах и услугах. По прогнозу экономического ведомства, рост цен за 2014-2015 годы составит более 24%. О том, какие меры способствовали бы решению возникших проблем в уровне жизни населения, размышляет и.о. гендиректора НИИ труда и социального страхования Минтруда России, д.э.н., профессор Александр Разумов.

    Александр Александрович, у нас один из главных показателей уровня доходов трудоспособного населения - минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Он одинаков на всей территории страны. Но страна огромная, с разными потребностями у людей, с разными расходами. Кому-то требуются валенки, кому-то - сандалии. Согласитесь, МРОТ в Краснодаре и в Якутске не должны совпадать по всей логике...

    Александр Разумов: Вы абсолютно правы. Начиная с 2007 года регионам было предоставлено право устанавливать региональную минимальную зарплату. Сейчас Минтруд России подготовил и внес на обсуждение сторонам социального партнерства законопроект, предлагающий дальнейшую "регионализацию" МРОТ, то есть установление величины МРОТ, выраженной в процентах от региональных прожиточных минимумов, с доведением МРОТ с 1 января 2020 года до 100%.

    Согласно законопроекту в 2017 году в каждом субъекте РФ минимальный размер оплаты труда должен составить 65% величины прожиточного минимума региона за I квартал 2016 года, в 2018 году - 75% прожиточного минимума за I квартал 2017 года, в 2019 году - 85% прожиточного минимума за I квартал 2018 года.

    Начиная с 2020 года МРОТ должен выйти на уровень 100% величины прожиточного минимума за I квартал предшествующего года. При этом величина МРОТ не может быть установлена ниже, чем на 1 января 2016 года, которую предлагается на федеральном уровне установить в размере 7189 рублей в месяц.

    Честно сказать, по поводу МРОТ у меня большие сомнения. Если такой инструмент, как прожиточный минимум, на что-то реально влияет, то МРОТ - вообще ни о чем. Есть возможность - повысили его. Нет возможности - не повысили. Каждый работодатель устанавливает свой минимум. Может быть, его вообще отменить и забыть?

    Александр Разумов: Это хороший и сложный вопрос. Я бы сказал, что категория МРОТ, или минимальная заработная плата, это объективный экономический показатель, величина которого должна обеспечивать удовлетворение базовых потребностей работника. И этот показатель в большинстве стран мира существует. Его раскрытию посвящен ряд конвенций МОТ. Если говорить о величине и динамике МРОТ в нашей стране, то данный показатель в 90-е годы прошлого века в несколько раз был ниже, чем прожиточный минимум трудоспособного населения. В тучные годы экономического роста с 2001 по 2007 год МРОТ достаточно ощутимо догонял прожиточный минимум. Но в последние годы в связи с кризисными явлениями тревожной тенденцией стало отставание МРОТ от прожиточного минимума трудоспособного населения. Встает необходимость разработки мер по преодолению этой негативной тенденции. И в связи с этим правительство утверждает периодически новые минимальные размеры оплаты труда, которые бы все-таки были ближе к трудоспособному населению.

    То есть все-таки МРОТ отменять не следует?

    Александр Разумов: Не следует. Это основная гарантия по оплате труда, установленная федеральным законом.

    Людям будет холодно или жарко от того, что будет другой МРОТ?

    Александр Разумов: Если успешно работает предприятие, если трудоспособные члены семьи достаточно зарабатывают, им будет все равно, какой будет МРОТ, так как он нужен для установления неких пропорций в политике распределения денежных доходов населения, для привязки, оценки определенных видов соцгарантий. Он является той планкой, ниже которой работники не должны, исходя из необходимости обеспечения условий воспроизводства рабочей силы, получать зарплату. У нас, если брать в евро, самый маленький, как я уже говорил, МРОТ в Европе - немногим более 80 евро.

    Кроме перезагрузки МРОТ, что еще надо делать в сегодняшних условиях?

    Александр Разумов: Существенное падение цен на энергоносители дает стимул к диверсификации, модернизации экономики и уходу от ориентации на сырьевой экспорт. Однако не последнюю роль в этом направлении должны играть мероприятия, направленные на поддержание внутреннего спроса. Для примера: модель экономического роста, принятая в КНР, предполагает опору в равной мере и на внутреннее потребление, и на инвестиции, и на экспорт. Между тем в отечественной экономике за период январь - май 2015 года оборот розничной торговли снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 7,7%. Минэкономразвития предполагает в 2015 году в целом за год снижение этого показателя на 7,8% в базовом и 7,6% в оптимистическом вариантах прогноза. Я думаю, что это заниженный прогноз. С учетом того, что оборот розничной торговли в определенной степени характеризует и степень развития предпринимательства в стране, и объем потребительского спроса, и даже в некоторой качество потребления, складывающуюся картину нельзя назвать благоприятной.

    Это при том, что внешняя экономическая конъюнктура открывает возможности, которые вполне можно использовать для развития отечественной экономики. Экономические санкции и контрсанкции снижают давление импорта на отечественную экономику, что дает импульс развитию отечественной импортозамещающей продукции при условии наличия высокого платежеспособного спроса как со стороны бизнеса, так и со стороны населения.

    Необходимость сбалансированности бюджетной политики при сокращении государственных доходов в условиях кризиса потребовала от правительства РФ принятия жестких мер экономии, которые в числе прочих заключались в отказе от проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы. В условиях высокого роста цен падение реальной заработной платы за 2014-2015 годы может составить порядка 8,6%. При этом в бюджетной сфере падение этого показателя прогнозируется на уровне 12%.

    Но согласимся, что низкий уровень доходов населения снижает эффективность принимаемых государством мер.

    Александр Разумов: Конечно. Отсутствие высокого платежеспособного спроса тормозит рост предпринимательской активности. Мероприятия по поддержанию покупательского спроса вполне могут в современных условиях быть направлены и на решение проблемы высокой дифференциации населения по уровню доходов. Новейшие исследования глобальных мировых тенденций, проведенные экспертами МВФ и ОЭСР, показывают, что растущее неравенство отрицательно воздействует на долговременный экономический рост. МОТ также отмечает, что высокое неравенство в доходах может негативно влиять на социальную мобильность, отрицательно воздействовать на восприятие справедливости в обществе, социальную сплоченность.

    И как выглядит сегодня у нас социальное неравенство?

    Александр Разумов: По данным Росстата, в 2015 году на 10% работников, получающих наибольшую заработную плату, приходилось 32,2% фонда оплаты труда, одновременно на 10% работников с наименьшей заработной платой - всего 2,2%. Фондовый коэффициент дифференциации доходов населения (соотношение среднего дохода в самой высокодоходной и самой низкодоходной 10-процентной группе населения) в последние годы колеблется в пределах 16-17.

    Низкий минимальный размер оплаты труда (МРОТ), составляющий в настоящее время 5965 рублей, или чуть более 80 евро, по сравнению с другими странами является одной из основных причин высокой дифференциации населения по доходам. Россия находится на последнем месте в Европе по уровню МРОТ. У нас особенно высока численность работников с низкой зарплатой (ниже прожиточного минимума трудоспособного населения) в таких отраслях, как текстильное и швейное производство, связь, сельское хозяйство.

    А ведь именно рост доходов наименее обеспеченных групп населения ведет к увеличению потребления и, как следствие, росту внутреннего потребительского спроса и стимулирует развитие экономики страны. В то время как наиболее обеспеченные группы предрасположены к тому, чтобы хранить и тратить свои активы за рубежом.

    Также тревожной тенденцией за последние годы является все большее отставание МРОТ от прожиточного минимума трудоспособного населения - с 78% в 2009 году до 64% в 2014 году. По предварительной оценке, в 2015 году данное соотношение составит 59%.

    Александр Александрович, все-таки статистика показывает, что темпы падения реальных доходов начали замедляться. Страна, кажется, начинает выходить из кризиса. Значит ли это, что худшее позади?

    Александр Разумов: Кризисы - это закономерность развития мировой экономики, в той или иной степени затрагивают любую страну. В XIX веке было два кризиса мирового хозяйства. В ХХ веке - 8. В этом веке, на мой взгляд, нас ждет сокращение длительности экономических циклов с 10-12 до 6-8 лет. Поэтому экономические кризисы станут более частыми, и с этим так или иначе столкнутся все страны.

    То есть нас постоянно будет лихорадить?

    Александр Разумов: Думаю, да. История современной России говорит, что данный прогноз имеет право на существование, так как за последние 15 лет, которые мы живем в этом веке, страна испытывает уже второй экономический кризис. Плюс три кризиса в 90-е годы прошлого века.

    Человечество научится с этим легко справляться? Как с головной болью. Ты знаешь, что надо принять аспирин, чтобы спокойно перенести эту боль.

    Александр Разумов: Думаю, что легко справляться вряд ли получится, но минимизировать отрицательные социально-экономические последствия люди научатся. В любом случае и правительствам, и населению надо быть готовым действовать упреждающим образом.

    Невесело как-то.

    Александр Разумов: Конечно, это невесело, но реалии нельзя не признавать. Есть меры, механизмы, применимые для всех экономических кризисов, но так как у каждого кризиса разные причины (например, этот кризис - очень низкие цены на нефть на протяжении длительного времени, санкции, необходимость импортозамещения, что, конечно, коренным образом отличает этот кризис от прошлого), должны быть особенные меры.

    Я считаю, что правительство РФ поступило правильно, когда был сформирован и реализован антикризисный пакет мероприятий для кризиса 2008-2009 годов. Показатели бедности увеличились чуть-чуть, на доли процентных пунктов. Было все сделано для того, чтобы смягчить социально-экономические последствия кризиса.

    Этот кризис, повторюсь, обусловлен другими причинами, известными событиями санкционного давления со стороны стран Запада, необходимостью импортозамещения, низкими ценами на энергоносители. Антикризисный пакет, который также разработан правительством в начале этого года, тоже приносит свои плоды. Но ввиду глубины и иного характера кризиса действия антикризисных мер оказались менее сильными, чем действие антикризисных мер применительно к кризису 2008-2009 годов.

    Тем временем

    По итогам июля Росстат зафиксировал резкий скачок задолженности по заработной плате. За месяц она выросла на 205 млн рублей, или на 6,2%, и составила 3,519 млрд рублей. 98,7% задолженности - из-за отсутствия у организаций собственных средств, остальное - долги бюджетов всех уровней. Бюджетные долги за последний месяц сократились.

    Поделиться