В нынешнем году этот мораторий снят. С осени, когда выйдет распоряжение правительства с новыми правилами, Росимущество начнет проводить публичные торги в каждом регионе. На подходе - электронные аукционы. До 2012 года Росимущество продавало в среднем в год конфискованных товаров на 130 миллионов рублей, в основном на комиссионных условиях.
На сотнях складов по всей стране сегодня скопилось примерно 150 тысяч кубометров "разношерстного" имущества. Главный вопрос - проще ли будет его купить рядовым гражданам? Выиграет ли от оборота конфиската бизнес и бюджет?
Территориальные управления Росимущества пополняют базу данных новыми объектами - товарами, которые имеют или еще сохранили коммерческую ценность и допущены по результатам экспертиз к употреблению.
Среди ожидаемых лакомых кусочков, несомненно, автомобили, электроника, телевизоры и бытовая техника, строительные материалы, бытовой инвентарь.
Но время 1990-х, расцвета барахолок прошло. И покупатель стал более взыскательным. Так что вала потребительского спроса в Росимуществе не прогнозируют.
Большинство товаров - неликвид. В основном, вышедшие из употребления, морально устаревшие, с коммерческой точки зрения мало кому интересные, считают в ведомстве. Например, средний возраст конфискованных автомобилей - 10 лет. Кому нужны, например, ржавые чайники, электроприборы, компьютеры, бытовая техника, потребительская ценность которых упала до нуля? Или - неизвестного происхождения контрафактный текстиль и обувь?
...До неприметного склада под Серпуховым, на котором хранится таможенный конфискат два часа езды от Москвы. Склад арендует частная компания, выигравшая полгода назад у Росимущества конкурс на хранение обуви, которую суд изъял в пользу государства.
Посторонним вход запрещен, но "Российская газета" получила разрешение осмотреть "закрома". Сапоги, "золотые" босоножки, валенки, домашние тапки с помпонами, детские туфли разных поддельных марок, всего 47 товарных партий ждут скорее всего, уничтожения.
Вердикт -продавать, обезвреживать или утилизировать товары - выносят специализированные экспертные организации, отобранные по контракту. Их услуги, как и услуги по хранению, обходятся государству недешево. В 2015 году на содержание одного кубического метра конфиската выделялось по 12-15 рублей в день.
"Система - неэффективная по логистике и затратам", - поясняет замглавы Росимущества Вероника Бобровская. Чтобы сократить траты, в Росимуществе предлагают упростить перевозку и хранение тонн товаров - использовать совместные склады с таможней, правоохранительными органами и судебными приставами, создать сеть государственных складов. А вот продавать неопасное конфискованное малоценное имущество, которые могли бы купить граждане, некоторые эксперты предлагают на распродажах.
Сейчас планку "малоценного" хотят повысить до 100 тысяч рублей. Новшество готовит минэкономразвития. Это значит, что любой гражданин, подавший заявку первым, получит право приобрести товар без аукциона. Через открытые же аукционы будут продавать имущество только при наличии двух и более претендентов. Чтобы государство как можно больше за него выручило.
Однако мнения разные. Профессор НИУ "Высшая школа экономики", член научно-экспертного совета ВЦИОМ, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества Иосиф Дискин, считает: "рассчитывать на то, что средства от реализации конфиската будут пополнять доходную часть бюджета, не стоит, а вот хорошей материальной господдержкой отдельным организациям и группам населения, такие товары могли бы стать".
А ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Александр Гусев - против. По его мнению, "осчастливить" конфискатом малоимущих граждан - идея из прошлого.
"Как только между бедными группами населения начнут распределять ноутбуки, холодильники или телевизоры, то иждивенческих настроений прибавится", - считает он.