На борту находилась семья строительного магната из четырех человек. К счастью, обошлось без жертв. Чуть раньше другой винтокрылый частник - Robinson R66 и опять же в Подмосковье совершил жесткую посадку.
А 8 августа в небе над Истринским водохранилищем столкнулись вертолет и гидросамолет. Тогда погибли девять человек.
Расследование по всем этим ЧП идет. Конечно же, эксперты разберутся с конкретными причинами. Основных версий подобных крушений, как правило, немного - отказ двигателя и ошибка пилота. Но главная, как считают аналитики, налицо: хаос в частной авиации. Так, по предварительным данным, пилот того же "Робинсона Р-44" не уведомил о своем полете органы управления воздушным движением.
Точно так же поступил и пилот гидропланера, который столкнулся с вертолетом под Истрой. Ни запросов, ни разрешений на полет и катание пассажиров...
Валерий Шелковников, президент Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член правления Всемирного фонда безопасности полетов
- Если бы авиаторы учились на ошибках других, трагедий в небе было бы меньше. Проблем в авиации общего назначения России накопилось много. Но завтра их может быть еще больше! Уже ясно: запретительными мерами, одними приказами и распоряжениями чиновников ситуацию не изменить. Тем более что у "больших" ведомств, которые отвечают сегодня за воздушный транспорт, руки до малой авиации доходят не всегда. Надо использовать международный опыт.
В России для полетов частной авиации внедрен уведомительный порядок вместо разрешительного. И это большое дело в области демократизации использования воздушного пространства. Это очень хорошо! Но далеко не все.
Два года назад мир начал внедрять 19-е Приложение к Конвенции ИКАО "Управление безопасностью полетов". Этот документ авиаторы ждали более 30 лет. В соответствии с этим документом каждое государство принимает Государственную программу безопасности полетов для достижения приемлемого уровня эффективности обеспечения безопасности полетов гражданской авиации. Инструктивный материал по выполнению ГосПБП содержится в Руководстве по управлению безопасностью полетов. Для всех руководителей, отвечающих за безопасность полетов, эти документы должны быть "настольной книгой".
Главная идея - возложить ответственность за безопасность полетов в авиации общего назначения на президентов Российской ассоциации владельцев воздушных судов и пилотов, Федерации любителей авиации и Объединенной федерации сверхлегкой авиации.
Классический пример: когда погиб сын президента Кеннеди - Джон, который, не справившись в тумане с пилотированием собственного самолета, убил себя, жену и ее сестру, Фонд безопасности полетов Ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов США провел более 700 семинаров, чтобы научить частных пилотов не попадать в столь сложную ситуацию и грамотно выходить из нее.
Что нужно предпринять в ближайшее время? Совместно с Российской ассоциацией владельцев воздушных судов и пилотов, Федерацией любителей авиации, Объединенной федерацией сверхлегкой авиации необходимо создать Фонд безопасности полетов авиации общего назначения, который начал бы серьезно и настойчиво заниматься предотвращением трагедий, используя современные концепции и методы. Фонд, как это делается за рубежом, мог бы организовывать региональные обучающие семинары, курсы (благо, сейчас существует и дистанционное обучение), распространение аудиовизуальных средств обучения. Один только лозунг "Осторожность - это не трусость, а беспечность - это не смелость" по ценности воздействия может быть весомее, чем приказы. Поверьте, крови будет меньше!