Органы опеки: Как бороться за своих детей

Законность изъятия детей из московской семьи проверили сотрудники Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Двух мальчиков 6 и 12 лет увезли социальные службы еще полгода назад. Но только недавно их мама Елена Коробова обратилась в общественные организации, которые и сделали это дело громким.

По словам их представителей, вероломные чиновники разрушили интеллигентную, любящую домашних животных семью. Однако после проверки уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов показал другую сторону этой истории и посоветовал матери: "Бороться за детей необходимо, но начинать борьбу надо с себя".

Как выяснил представитель детского омбудсмена, сотрудники социальных служб московского района Чертаново-Южного пришли в квартиру по жалобам соседей. Мама детей и бабушка держали в квартире 20 кошек. "Стоял зловонный запах, на полу имелись многочисленные кошачьи экскременты, грязь, обои оборваны, ванна и туалет не работали" - из этих условий забрали детей. Они были больны, мать к врачам не обращалась, поэтому для уточнения диагноза мальчиков госпитализировали.

Кроме этого чиновники составили список рекомендаций для Елены Коробовой. Ей нужно было передать кошек в приют, избавиться от мусора и рухляди, вывести клопов и тараканов, вызвать мастера и починить сантехнику. Женщине также предложили обратиться в соцорганы за материальной помощью.

Соцработники продолжали регулярно проверять семью. Детей тем временем перевели из больницы в социальный центр. Но мать не сделала ничего из предложенного. В результате в июне по решению суда она была ограничена в родительских правах.

Однако Павел Астахов уверен, что у матери есть шанс вернуть детей. Он отметил, что соцслужбы работают ради восстановления этой семьи. Но мама должна сама помочь свои детям и навести в доме порядок. "Это все элементарно и не требует денег. Это не от бедности, а от лени и распущенности", - сказал детский обмудсмен.

Тем не менее представители общественных организаций все еще сомневаются в правомочности отобрания детей. Так, руководитель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, юрист Ольга Леткова сообщила корреспонденту "РГ", что ознакомившись с документами по этой ситуации, она не нашла в них обоснований, в чем состояла непосредственная угроза жизни или здоровью детей и была ли она. А ведь в соответствии с Семейным кодексом именно на таком основании ребенок может быть изъят из семьи. "Если угроза была, органы опеки должны были в течение семи дней оформить иск о лишении или ограничении родительских прав. Дети были отобраны 24 февраля, а иск в суд предъявлен только 17 апреля, то есть почти через два месяца. Спрашивается: на каком основании дети находились в приюте все это время?" - возмущается правозащитник.

Ольга Леткова считает, что чиновники могут применять непозволительные методы, чтобы забрать из семьи ребенка и отправить на реабилитацию в социальный центр или заключить договор о социальном сопровождении или патронате. "Родителям говорят: мы лишим вас прав, вы никогда не увидите своих детей - начинается шантаж и давление, под этим давлением родители подписывают все, что угодно", - объясняет она.

О том, как это происходит на деле, рассказывает адвокат Мария Кривошеева, несколько лет проработавшая главным специалистом органов опеки: "Если родители явно не справляются с воспитанием детей - дети больные, голодные, страдают педикулезом, в доме отсутствует элементарная еда (молоко, хлеб, суп) - в таких случаях опека предлагает родителям поместить ребенка в учреждение временного пребывания. Основанием для этого служит личное заявление родителей".

Адвокат согласна, что есть недобросовестные специалисты, которые могут надавить на родителя, но категорически против того, что обратного пути нет. "Родитель пишет заявление,а потом говорит, что опека меня заставила, принудила. Но если ты считаешь, что тебе это не нужно и ты своих детей любишь, и им ничто не угрожает, как тебя заставила опека? Привязывала, пытала? Заявление добровольное, захотел - отозвал или написал следующее - отдайте моего ребенка. Опека отказалась брать заявление - хорошо, отправили заказным письмом с уведомлением о вручении. Если в месячный срок опека не дала ответ, либо дала ненадлежащий ответ - с иском в суд об оспаривании бездействия либо незаконного действия органов профилактики. Я посмотрю на опеку, как она "полетит" после проверки прокуратуры", - сказала она корреспонденту "РГ".

Как правило, родители в таких ситуациях знают, как поднимать шум - обращаются и в аппарат уполномоченного, и к общественникам, и к депутатам. Им не только находят юристов, но и помогают решить бытовые проблемы. Так, по последней информации, общественные помощники совета по защите семьи и семейных ценностей при омбудсмене делают в ремонт квартире, откуда были изъяты дети. Однако, как передает Интерфакс, от предложения представителя одной из общественных организаций пристроить в приют кошек Елена Коробова отказалась. "Она говорит: я кошек не отдам, для меня кошки - как дети", - прицитировал ее слова помощник уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова Ренат Абдеев.