Более 60% всех торговых автоматов "работает" в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Крупные центры вендингового бизнеса - Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Краснодар.
По оценкам EVA, в России работает около 152 тысяч торговых автоматов. В начале года через мобильное приложение "Активный гражданин" проводился опрос, свое мнение высказали почти 200 тысяч жителей столицы. Почти половина из них (47,5%) ответили, что готовы покупать продукты и товары в вендинговых автоматах, если они будут расположены в удобном месте. Более 25% опрошенных высказались, что вендинг - это удобно и необходимо.
"Вендинг - это более широкое понятие, чем просто торговля снеками, кофе и билетами. К вендингу можно отнести все, что связано с автоматизированными системами самообслуживания: информационные киоски, велопарковки, автоматизированные мойки и прачечные самообслуживания - все те сферы, в которых мы получаем услуги или товары, не прибегая к помощи продавцов. И в этом смысле наш рынок пока далек от насыщения. В ближайшие пару лет вендинговый рынок будет продолжать расти, возможно, не такими быстрыми темпами, как в последние три-пять лет, но потенциал для этого есть", - считает Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG, организатор выставки VendExpo.
В России вендинг в основном представлен кофейными и снековыми автоматами. Чаще всего покупают в кофейных автоматах капучино, в снековых автоматах - газировку в банках. Даже в Европе, где рынок вендинга практически достиг своего насыщения, именно эти позиции составляют более 70% продаж. При этом, согласно последнему опросу EVA, 30% европейцев хотят расширения вендингового ассортимента.
"Уверены, что кофейный вендинг точно не сбавит обороты. Как сейчас, так и через пять лет будут популярны торговые автоматы по продаже горячих напитков и горячего питания, а также снеков. Надеемся, что через 5 лет мы сможем покупать в торговых автоматах почти весь спектр предметов первой необходимости и полноценно питаться вне дома купленными в автомате первыми и вторыми блюдами. Новые разработки позволят увидеть свет таким торговым автоматам, для которых не будут важны габариты и вес продаваемых товаров", - считает Станислав Баранов, генеральный директор компании "Профессиональные и торговые автоматы".
Сегодня перспективными направлениями вендинга считаются автоматы со здоровой едой, а также товарами, которые люди стесняются приобретать, взаимодействуя с продавцом, например, презервативы, предметы личной гигиены и т.п.
Кажется, что товары в автоматах должны стоить дешевле, чем в рознице, ведь не нужно оплачивать труд продавца, но это не так. "Горячие напитки в аппаратах действительно дешевле, чем, например, в кафе. А вот по поводу других товаров этого сказать нельзя. Логика такова: оператор не может торговать себе в убыток. У магазинов товарооборот намного выше, чем у автомата, и магазины закупают крупными партиями. Оператор закупает мелкий опт, у него есть расходы по аренде, налогам, прочие платежи. Поэтому снеки в автоматах стоят так же, как в магазинах, иногда на 2 - 3 руб. дороже", - говорит Анастасия Лобанова, главный редактор интернет-журнала Век Вендинга (veq.ru).
По словам Дмитрия Ветрова, руководителя отдела маркетинга компании UVENCO, большой маржинальности в вендинге нет. Существенны затраты на обслуживание автоматов, аренду, ингредиенты. Однако при грамотном подходе и отлаженных бизнес-процессах автоматы способны прокормить своего владельца, что доказывает существующее распределение: более 60% рынка - это малые и средние предприниматели.
Войти в бизнес не так сложно. Цена автомата сегодня стартует от 90 тыс. руб. (небольшие настольные автоматы) и достигает 500 - 600 тыс. (импортные автоматы). "Однако предприниматели могут покупать качественные новые автоматы, собранные в России. Они стоят 170 - 180 тыс. руб. По качеству и функциональным возможностям они даже превосходят импортные", - убежден Ветров.
Стоимость аренды сильно различается. Можно установить автомат и бесплатно в качестве востребованной сервисной услуги для сотрудников и посетителей. Иногда арендная ставка может достигать нескольких десятков тысяч рублей в месяц. "Целесообразно оплачивать аренду в размере не более 10% от выручки, иначе автомат тяжело окупить. Точные сроки окупаемости назвать сложно, в среднем полтора года", - полагает Ветров.
Сейчас каждый четвертый работающий автомат - отечественной сборки. Хотя еще несколько лет назад большинство техники завозилось из Италии, Германии, Испании, США. Российское производство торговых автоматов вполне может покрыть все потребности рынка. "На вокзалы, в крупные бизнес-центры и учебные заведения нужна вендинговая машина с хорошим выбором напитков, большой вместимостью ингредиентов и функцией выдачи сдачи. А для автомоек, маленьких офисных зданий, гостиниц вполне подойдет бюджетный кофемат даже без функции выдачи сдачи. Что касается окупаемости, 90% успеха зависит от места установки. Средняя окупаемость новых кофейных автоматов - 3 - 6 месяцев. Самое дорогое в процессе установки автомата - сам автомат", - считает Татьяна Шубина из торгово-производственной компании VendShop.
По словам Михаила Талалая, совладельца и технического директора "Клин тач венд", рынки и новых, и б/у аппаратов развиты одинаково. Но сейчас ввиду роста стоимости новых аппаратов рынок б/у развивается даже быстрее. Разница между новым и б/у аппаратом примерно такая же, как между новым и б/у автомобилем. Б/у аппараты могут быть вполне приемлемой техникой, но новичкам не стоит покупать подержанные, так как можно столкнуться с бракованным или проблемным экземпляром. Производителей торговых аппаратов в России очень мало. Конкуренция между ними низкая. А вот среди поставщиков ингредиентов конкуренция уже серьезная. Это намного более емкий рынок.
Эксперты утверждают: никаких особенных административных барьеров для развития вендинга у нас в стране нет. "Открытие вендингового бизнеса не сложнее, чем открытие любого ИП или ООО. Не нужно ни лицензий, ни сертификатов, ни разрешений, - говорит Лобанова. - Пока государство только "разбирается" в аспектах вендингового бизнеса, он отнесен к одной из категорий розничной торговли. Законодатели стараются учитывать специфику бизнеса, например, при введении торгового сбора в Москве его не стали взимать с автоматов".
Говорить об изменении восприятия классического вендинга в глазах покупателя пока не приходится. "Речь может идти о смене модели потребительского поведения в случае, если рынок предложит по-настоящему инновационные решения. Еще несколько лет назад многие спорили о перспективах интернет-торговли, ведь она лишала клиента возможности контактировать с товаром. Сегодня в России рынок интернет-торговли в среднем растет на 40% в год. В рамках вендингового бизнеса может произойти похожий прорыв", - уверен Алексей Ларионов, директор платформы "Кибермаркет" компании "Юлмарт".