Работа по размещению госзаказа в регионе начиналась в 2002 году с образования в структуре областного департамента экономического развития отдела по организации государственного заказа в Архангельской области. Спустя шесть лет для повышения эффективности торгов и оптимизации затрат бюджета было решено подойти к закупкам централизованно. В 2008 году был создан департамент по конкурентной политике Архангельской области, который позднее был преобразован в контрактное агентство региона. С 2014 года оно занимается регулированием контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд региона. Также агентство определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с помощью конкурсов (открытых, двухэтапных, с ограниченным участием), запросов предложений, аукционов в электронной форме, которые проводятся на Единой электронной торговой площадке (ЕЭТП). Результаты работы в электронном виде не заставили себя долго ждать. Поставщиков стало больше, а расходов меньше.
В 2014 году в агентство от заказчиков поступило 8496 заявок на сумму 32,7 миллиарда рублей. "Сам объем государственных закупок в Архангельской области превысил 30,8 миллиарда рублей (7421). Большая часть закупок была направлена на реализацию мероприятий госпрограмм области, обеспечение жизнедеятельности и развитие материально-технической базы госучреждений Архангельской области, прежде всего социальной сферы. 85 процентов от общей суммы всех областных закупок составили закупки, проведенные агентством, - рассказал "РГБ" Константин Северьянов, руководитель контрактного агентства Архангельской области.
Сейчас среди участников рынка товаров, работ, услуг для госзакупок региона около 390 заказчиков и свыше 12 тысяч поставщиков. Примечательно, что основную долю участников закупок составляют организации, зарегистрированные в Архангельской области. Этому немало способствует то, что областное правительство, максимально отстаивая интересы местных товаропроизводителей, создает необходимые условия для бизнеса и оказывает им финансовую поддержку. Как итог победителями закупок более чем в 60 процентах случаев являются местные поставщики, а по продуктам питания - почти в 100 процентах случаев. В ряде случаев за счет сокращения логистических расходов это позволяет существенно уменьшить цену товара или услуги и значительно сэкономить.
"Только за 2014 год начальная (максимальная) цена контрактов при проведении процедур закупок, осуществленных агентством, снизилась на 748,5 миллиона рублей - это примерная стоимость строительства четырех детских садов, - отметил "РГБ" Антон Емельянов, гендиректор ЕЭТП. - Следует отметить и увеличение среднего количества участников одной закупки - по конкурсу и аукциону в электронной форме - в 2014 году по сравнению с 2013 годом с 2 до 2,4 участника. Несостоявшимися признана 3131 процедура определения поставщика. Наиболее частыми причинами несостоявшихся торгов стали подача единственной заявки (47,6 процента случаев) и отсутствие поданных заявок (23,1 процента случаев)".
Наличие в регионе агентства, которое отвечает за все централизованные закупки, дает возможность контролировать закупочную деятельность, так как известно, с кого спрашивать за результат. Кроме того, торгами должны заниматься специально обученные профессионалы, которые отвечают за каждый контракт. Не секрет, что в муниципалитетах таких специалистов можно пересчитать по пальцам, поэтому эти функции также взяло на себя агентство. В прошлом году оно впервые осуществило закупки для муниципальных заказчиков по объектам адресной инвестиционной программы за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, имеющих целевое назначение. В 2014 году агентством проведено 39 таких закупок на сумму 494 миллиона рублей для 26 муниципальных заказчиков. Снижение начальной (максимальной) цены контракта по закупкам для муниципальных нужд составило 16,7 миллиона рублей, среднее число участников одной закупки - 2,3.
Агентство успешно централизовало закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, образовательных услуг. Доля совместных электронных аукционов достигла 6 процентов от общего объема госзаказа области. Централизация закупок позволила обеспечить не только эффективную логистику, но и в ряде случаев снизить цены за счет оптовых объемов.
В прошлом году агентство приобрело интересный опыт в организации совместных закупок в масштабах России. Вместе с министерством по делам молодежи и спорта Архангельской области агентство провело открытый конкурс на поставку искусственного покрытия для футбольных полей профильных спортивных школ для 31 субъекта РФ. Начальная (максимальная) цена контракта составила 269 миллионов рублей. По его итогам область получила дополнительное финансирование (29 миллионов рублей) на спортивные сооружения.
По инициативе агентства также создан Региональный центр по организации закупок, который упорядочил закупки отдельных видов юридических лиц. На протяжении нескольких лет в агентство постоянно поступали многочисленные вопросы от заказчиков, осуществляющих закупки по 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Множество обращений и сподвигло агентство к созданию центра, в январе 2015 года он начал свою работу. Его специалисты занимаются организацией и проведением закупок, их сопровождением и мониторингом, обеспечивают методическую и практическую поддержку заказчиков.
Во многом именно эта работа, проводимая агентством, способствовала тому, что в Национальном рейтинге прозрачности закупок-2013 Архангельская область в категории "Государственные заказчики регионального уровня" заняла 18-е место из 83 субъектов РФ. А в 2014 году регион получил наивысшую оценку Национального Рейтинга прозрачности закупок-2014 "Гарантированная прозрачность" и занял 6-е место после Москвы, Кировской области, Башкортостана, Татарстана, Марий Эл.