Ципрасу 41 год. Он бывший комсомолец, выходец из компартии Греции и лидер коалиции левых партий СИРИЗА пришел к власти всего семь месяцев назад по итогам досрочных парламентских выборов. Причем, и Ципрас, и СИРИЗА, не стесняясь, обещали избирателям явно несовместимые вещи - свернуть политику жесткой бюджетной экономии, выйти из кабалы международных кредиторов, списать внешние долги (они зашкалили за 300 миллиардов евро) и при всем при этом остаться в еврозоне, а также сохранить членство в ЕС.
Такие обещания звучали приятной "музыкой" для большей части греческого электората, на глазах у которого в течение последних пяти лет по требованию "тройки" кредиторов - ЕС, МВФ и ЕЦБ - нещадно урезались зарплаты и пенсии, страна потеряла 25 процентов ВВП, а безработица достигла 30 процентов.
Впрочем, реалии политики ЕС, где все берут "под козырек" по команде из Берлина и Брюсселя, преподнесли левому правительству Греции, сформированному Ципрасом лишь в январе, неприятный и унизительный урок. Европейские "партнеры" скорее на корню уничтожат греческую экономику, перекрыв финансирование банковской системы страны и вышвырнув родину европейской демократии из общего валютного союза, чем пойдут на уступки "обнаглевшим" грекам. Ведь их пример может стать заразительным для других стран Евросоюза, а это уже "пахнет керосином" для общего европейского дома. В этой связи неудивительно, что европейскую бюрократию совершенно не впечатлили ни "охи", ни вздохи жителей Эллады, более 63 процентов которых ясно выступили против продолжения политики меморандумов на общенациональном референдуме 5 июля.
Безуспешно попробовав "пободаться" с ЕС, МВФ и ЕЦБ и убедить их пойти хотя бы на формальные уступки правительству, Ципрас с опозданием осознал, что альтернатива "безоговорочной капитуляции" перед кредиторами одна - выход страны из зоны евро и введение национальной валюты драхмы. На это, как оказалось, он пойти так и не решился, несмотря на советы ряда своих однопартийцев, включая экс-министра финансов Яниса Варуфакиса.
В итоге в июле греческий премьер подписал еще более жесткое по отношению к своим гражданам соглашение с кредиторами, предусматривающее резкое поднятие налогов, приватизацию госактивов и сокращение пенсий в обмен на предоставление Греции очередных траншей на общую сумму в 86 миллиардов евро.
Вполне ожидаемо такое завершение переговорной эпопеи со скрипом было утверждено греческим парламентом, а позиции правительства Алексиса Ципраса оказались подорванными. Кроме того, начиная с октября греки в полной мере ощутят негативный эффект от новых договоренностей с "тройкой". Именно поэтому греческий премьер торопится провести выборы и консолидировать власть, говорят комментаторы в Афинах.
"Мы добились максимума возможного для Греции при существующем раскладе сил в Европе",- убеждает теперь Ципрас своих избирателей и предлагает снова дать ему и СИРИЗА мандат на предстоящем голосовании. А на саму партию резкий разворот ее лидера оказал разрушительный эффект. На прошлой неделе в СИРИЗА произошел раскол - 25 депутатов вышли из партии, образовав новое антиевропейское движение под названием "Народное единство".
Идейный лидер отколовшегося от СИРИЗА левого крыла бывший министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис раскритиковал Ципраса за "соглашательство и допущенные ошибки" и заявил, что партия "Народное единство" самостоятельно пойдет на выборы. Как рассказал в беседе с "РГ" экс-заместитель министра обороны Греции, бывший руководитель международного отдела СИРИЗА, а теперь член "Народного единства" Костас Исихос, новая политическая сила намерена "вернуть к жизни изначальную программу СИРИЗА, которую, к сожалению, просто выбросили в мусорку, когда наш премьер-министр подписал унизительное соглашение с международными кредиторами".
Показательно, что против Ципраса выступил и Алекос Алаванос - человек, который привел нынешнего греческого премьера в большую политику и в 2008 году добровольно уступил ему пост председателя СИРИЗА.
Опросы общественного мнения показывают, что едва ли на предстоящих 20 или 27 сентября выборах (дата пока не утверждена), партия Ципраса получит подавляющее большинство для самостоятельного формирования правительства. В лучшем случае расколотая СИРИЗА может рассчитывать на 30 процентов голосов (в январе получила более 36 процентов), а вышедшие из партии "диссиденты" под руководством Лафазаниса набирают до 8 процентов.
С другой стороны, молодой и амбициозный Ципрас все еще остается наиболее популярным политиком среди рядовых греков, у которого просто нет равных конкурентов среди оппозиционных партий. Именно поэтому он сохраняет реальные шансы вновь занять премьерское кресло.
Происходящие политические пертурбации в Греции не на шутку взволновали Брюссель. Ведь согласно подписанным Афинами обязательствам, уже в сентябре греческая сторона должна начать болезненные реформы, а в октябре представить проекты бюджетов на ближайшие годы. В условиях новой предвыборной кампании это становится практически невозможным, что ставит под угрозу выполнение новой программы финансовой помощи Элладе, а, значит, еврозону вновь залихорадит от самой возможности выхода Греции из единого европейского валютного союза.