25.08.2015 12:01
    Поделиться

    В Воронеже придумали приманки для транзитных туристов

    Что мешает задерживать в регионе транзитных путешественников, выясняли на совещании в Воронеже под началом помощника президента РФ Игоря Левитина. "РГ" сопоставила предложения чиновников и опыт участников рынка, которым они поделились ранее на местном туристском форуме.

    Кого ждем

    Перед началом мероприятия Игорь Левитин обошел в столице Черноземья несколько агентств - и там предлагали лишь однодневные экскурсии по городу. Да еще с условием: если турист не готов оплачивать личного гида, он должен сам набрать компанию либо подстроиться под даты сборных туров.

    Помощник президента посоветовал формировать пакетные предложения дня на три. Их можно представить и в турофисах за рубежом, идею которых выдвинул Ростуризм. Интуристам будет достаточно назвать с десяток любопытных фактов и причин для приезда в тот или иной регион, уверен замглавы ведомства Сергей Корнеев. Однако, по мнению председателя регсовета Российского союза туриндустрии Ольги Санаевой, одних описаний маловато:

    - Чтобы в провинцию поехал иностранец (а в 2015 году Россия по востребованности выскочила с 60 на 49 место в мире), надо поменять подход и предлагать конкретные турпродукты, а не территории. К нам много народу прибывает в бизнес-командировки, их надо активнее дополнять экскурсиями.

    Это мнение поддержал и глава профильного комитета воронежской ТПП Николай Корзон, подчеркнув, что предприниматель может вернуться в понравившееся место как инвестор.

    Гостиничный бизнес в столице Черноземья, судя по обилию брендовых отелей, "ставит" именно на деловые визиты. Здесь неохотно делают скидку на размещение групп (что в столицах - норма), а уровень цен превышает психологический порог. Ну как туристу выложить 2-4 тысячи рублей за "трехзвездочный" номер в обычном областном центре, если, по данным Ольги Санаевой, за 2800-3500 рублей можно провести уик-энд в Москве - с проживанием, питанием и экскурсиями.

    Если в Воронеже назревает избыток объектов размещения, то в местах притяжения по области их не хватает. И вместо того, чтобы пару дней катать гостей по региону, организаторы "культурной программы" возвращают их на ночь в мегаполис. Однако туризм не стоит понимать как "деятельность по обслуживанию экономических, политических и иных мероприятий", сказал Николай Корзон:

    - Главное - сформировать турпродукты для обычных граждан. Продукт - это не когда вы просто зовете: "У нас есть что посмотреть!" Изучите предложения по отдыху в Испании. Там широкий выбор: сроки заездов, категории отелей, типы питания и размещения, экскурсионные программы, цены. Мое любимое объявление на трассе под Воронежем - "Славянка": еда, ночлег, стоянка". Такой комплекс услуг плюс хороший транспорт надо иметь в любом красивом месте!

    По словам эксперта, в Воронежской области нет операторов, которые бы занимались разработкой турпродуктов (совместно с перевозчиками, кафе, музеями и производителями сувениров) для разных категорий гостей. В отрасли много дилетантов и консерваторов - к примеру, санатории даже при малой заполняемости не стремятся привлекать туристов.

    Как привечаем

    Еще одна особенность: емкость популярных объектов региона толком не просчитана. Яркий пример - прошлогодняя акция на меловых горах "Ночь в Дивногорье", когда тысячи людей впотьмах (светильники присвоили ушлые туристы) вытаптывали реликтовые растения, не желая стоять в "пробке" на деревянной лестнице или узких тропинках. Рискуют разочароваться экскурсанты и в Воронеже. Копия линкора "Гото Предестинация" вмещает до 40 человек. Поначалу бронировать экскурсии там было нельзя, и, приведя группу, фирмы могли обнаружить, что в ближайшие часы попасть на кораблик не удастся. Теперь бронь мешает неорганизованным туристам: грустно добраться до набережной (куда не ходит общественный транспорт) и узнать, что музей весь день работает по коллективным заявкам…

    Вблизи мегаполиса достопримечательностей немного. Участникам конференций и семинаров обычно показывают аварийный дворец Ольденбургских в Рамони, музей биосферного заповедника с бобровым питомником (здесь идет реконструкция) или обновленную усадьбу малоизвестного поэта Веневитинова в Новоживотинном. Либо ограничиваются прогулкой по Воронежу: после Великой Отечественной и бурных 1990-х здесь уцелела небольшая часть исторических зданий.

    Увы, "нормального экскурсовода трудно найти" - выразил общее мнение председатель воронежской "Опоры" Сергей Наумов. Круг гидов узок, они диктуют цены на свои услуги, сведения иной раз черпают из недостоверных источников или искажают при пересказе. Нередко текст экскурсии одинаков для любой группы, будь то школьники, бизнесмены или старички-иностранцы.

    На что надеемся

    - Что нужно в отпуске воронежцам? Горячий песок, обилие еды, напитков, сна и развлечений, безопасность и чистота. А чем мы соблазняем туристов? Колыбелью военно-морского флота… - указал Николай Корзон. - Надо выбрать ключевые "приманки" (допустим: орловские рысаки, Платоновский фестиваль, Рамонский дворец) и консолидировать усилия вокруг них.

    Модели развития внутреннего туризма, взаимодействия властей с бизнесом и потенциальными клиентами ни в стране, ни в регионе нет, констатировал воронежский губернатор Алексей Гордеев. И это проблемы не столько финансовые, сколько правовые и организационные.

    Для туроператоров Черноземье - непаханное поле: по европейской части России местные жители путешествуют в основном сами

    - Рецепт один - привлекать бизнес. Кто вложил деньги, назад не повернет. Когда грянул кризис, мы собрали рестораторов, отельеров и перевозчиков. И выяснили, что все они загнутся, если ничего не предпринять, - рассказал Сергей Наумов. - Изучили опыт зарубежья, Кубани и Ставрополья, Ярославля и Владимира, съездили в Крым. Весной создали туркластер на базе Костенок, где расположен один из двух в России музеев мамонта. Ярмарки, буклеты - потихоньку продвигаем объект, где и местные-то не все бывали. В Воронежской области 300 с лишним турфирм и 95 процентов работает "на выезд". Притом что вокруг четыре федеральные трассы, 42 тысячи автомобилей в сутки - какой поток! Надо срочно сделать каталог: где поесть, где автомойка, где такси… аудиогид, видеогид, интерактивную карту Воронежа и области. У нас же схема города только у Дома губернатора висит.

    Завести ресурсы для туристов в регионе пытались. Один портал потерял спонсора, другой - VisitVoronezh (с одноименным мобильным приложением) - содержится за счет бюджета и, как все государственное, развивается медленно.

    Ростуризм предложил субъектам РФ занять пустующие билборды социальной рекламой: звать соседей в гости. Воронежцы договорились сотрудничать с белорусским Национальным агентством по туризму, на очереди - Санкт-Петербург. Безусловно, наибольший эффект могут дать приезжие из более крупных городов.

    - Мы готовы делать скидки авиакомпаниям, которые станут развивать туризм, и туроператорам за перевозки между нами и другими областными центрами, а также Ельцом, - сообщил гендиректор аэропорта "Воронеж" Александр Белевич. - Если отсюда ехать в липецкий заповедник "Галичья гора" на авто, то с учетом экскурсии - это более пяти часов в пути. Малой авиацией - полчаса. До донского Белогорья 172 километра, вертолетом - 45 минут. Судя по опросам, подобные предложения могут быть востребованы.

    Впрочем, как признала Ольга Санаева, пока Черноземье для туроператоров - непаханое поле: по европейской части России местные жители путешествуют в основном сами. Первопроходцем в этом сегменте стал московский "Магазин путешествий".

    - Среди дестинаций лидировал Санкт-Петербург, потом Нижний и Великий Новгород, Казань, Псков. Воронежская область может стать следующей, - предположила директор фирмы по развитию Наталья Матвиенко. - В 2013-м мы впервые набрали автобус к меловым горам и пещерным монастырям - 45 человек. Через год свозили 250. К июню 2015-го - 350… У себя на сайте размещаем материалы о регионе, справочник для самостоятельных путешественников - подогреваем интерес. Сборные туры даются большим трудом, и надо, чтобы люди съездили идеально. Анонс на конкретную дату мы ставим за полгода и надеемся, что все договоренности будут выполнены. Что экскурсовод подождет, если мы попадем в пробку, что в музее на 40 человек будет не одна туалетная кабина и не один продавец сувениров. Что зимой дороги почистят: на январских каникулах одна из наших групп не смогла пробраться к монастырю, другая шла три километра пешком. Воронежу сейчас надо не выдумывать новые объекты, а развивать имеющиеся.

    Прямая речь

    Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области:

    - В регион приезжает около 400 тысяч туристов в год. Видимо, интерес растет благодаря знаковым объектам - культурным и церковным, качеству федеральных трасс (особенно М-4 "Дон"). Но хорошо бы, если б приезжало 2,5 миллиона - по числу жителей. Нужно создать правильную инфраструктуру, сделать известными наши достопримечательности. Ряд из них мы надеемся включить в список ЮНЕСКО.

    Сергей Наумов, председатель воронежского союза предпринимателей "Опора":

    - Давайте приравняем инициативы в сфере внутреннего туризма к инвестпроектам, чтобы бизнесменам были доступны льготы: займы на сумму свыше миллиона рублей, залог и поручительство со стороны властей. Микрофирмы в этой отрасли надо перевести на патентное налогообложение, крупным - понизить ставки… В департаменте культуры региона за туризм отвечает три человека - ясно, что они не справятся. Нужно уточнить, какие еще структуры могут поддерживать турбизнес.

    Поделиться