Едва ли не каждый год в него вносились изменения и добавления, чаще всего снижающие возможности защиты. Происходило расширение перечня видов контроля (надзора), которые полностью или частично изымались из сферы деятельности закона и регулировались отдельными федеральными законами. Из семи лет работы закона два года интенсивно ведется разработка альтернативы.
Однако и новый законопроект вызывает серьезную критику у научного и экспертного сообщества, деловых объединений. Реализация риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности (плотность контроля пропорциональна риску причинения вреда жизни и здоровью граждан и другим охраняемым ценностям) автоматически не гарантирует качество закона. Даже "завоевания" 294-ФЗ в соответствующие статьи нового закона корректно перенести не удалось.
Бизнес ждал от разработчиков изменений, направленных на снижение избыточности контроля, а также остроты коррупционной проблематики при проверках, оптимизации численности проверяющих и повышения уровня их компетентности. Но даже поручение президента о разграничении сферы применения контрольной, надзорной и разрешительной деятельности и придания этим видам деятельности отдельного статуса с соответствующим правовым режимом, оказалось в тексте не реализованным.
Вместе этого в перечне мероприятий контроля появился допрос, до этого предусмотренный уголовным, гражданским, арбитражным, административным процессуальным законодательством - в качестве процессуального, но не контрольного действия. Выемка как следственное действие регулировалось до сих пор только УПК РФ, теперь она почему-то стала контрольным мероприятием. Появилось и другое новшество - пресечение сопротивления. Гласность и открытость контроля в ходе проверки подменяется обширным набором инструментов, характерных для оперативно-розыскной деятельности.
В то же время правовое регулирование отношений по профилактике нарушений обязательных требований не находится в центре внимания разработчиков законопроекта. Игра идет в одни ворота: ответственность бизнеса понятна, а проверяющих - нет. Не установлен, например, порядок возмещения убытков, связанных с противоправными действиями проверяющих.
Думаю, заявленная цель нового закона - ликвидировать избыточность контроля и повысить его эффективность и результативность - вряд ли будет достигнута. По-моему, законопроект не только не решает существующие проблемы во взаимодействии контрольных органов с бизнесом, но и создает новые, повышая риски увеличения и без того значительного административного давления на бизнес.