Эксперты: В сфере госзакупок власти предпочитают "своих" поставщиков

Власти отдают большую часть госзаказа местным поставщикам, что снижает конкуренцию и наносит ущерб экономике. Корреспондент "РГ" разбирался, существует ли проблема и как к ней относиться.

Эксперты Центра макроэкономических исследований Финансового университета при правительстве России, опираясь на данные прошлых лет, утверждают: в ходе государственного заказа товаров и услуг региональные власти все более явно поддерживают местных поставщиков.

Так, в Татарстане "своим" достается 92 процента госзаказа, в Ингушетии - более 97. К тому же и стоимость контрактов, которые заключаются с местными и неместными поставщиками, отличается в разы. К числу самых опекаемых региональными властями отраслей эксперты отнесли строительство, рынок алкоголя и поставки продовольствия. Если говорить о Центральной России, то и здесь протекционизм наблюдается повсеместно, но менее всего заметен в Смоленской области (25,2 процента).

После знакомства с этой информацией труднее всего оказалось понять: хорошо это или плохо - региональный протекционизм. Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Одни отмечают, что у региональных властей складываются особые отношения с местным бизнесом, предприниматели "носят в карманах" депутатские мандаты и имеют личные отношения с чиновниками, распределяющими бюджетные средства. Нередки случаи, когда стоимость госконтрактов в разы превышает среднерыночную цену поставляемых товаров и услуг, а затраты, скажем, на строительство километра дорог в зависимости от региона существенно разнятся.

В то же время другие эксперты уверены, что причиной складывающейся в сфере госзаказа ситуации далеко не всегда является коррупция. В нынешних сложных экономических условиях чиновники ставят на "своих" поставщиков, поскольку заинтересованы в их успешном развитии и стабильных доходах.

- Не думаю, что подход региональных властей к госзакупкам в последнее время как-то изменился, - отмечает руководитель комитета по стратегии и законодательным инициативам Национального объединения технологического и ценового аудита Борис Ярышевский. - Если говорить, например, о поставках продовольствия в госучреждения, то здесь всегда была важна "прописка" поставщика, поскольку от нее зависит логистика и цена. Если производители из Тульской, Смоленской и Рязанской областей еще могут соревноваться за право поставлять продукцию в Москву, поскольку "плечо" практически одинаковое, то, скажем, регионы Сибири вряд ли станут претендовать на такие госконтракты. При этом региональные власти всегда предпочитали "своих" поставщиков, поскольку заинтересованы в поступлении налогов в областную казну, да и контроль соблюдения госконтрактов в этом случае проще.

Власти всегда предпочитали "своих" поставщиков, поскольку заинтересованы в поступлении налогов в областную казну

При этом эксперт отмечает, что предприниматели нередко сталкиваются с ситуацией, когда просто не могут участвовать в объявленном региональными властями аукционе, поскольку он изначально основан на заранее достигнутых и негласных договоренностях. Например, в конкурсной документации может быть записано требование о поставке товара через два дня после заключения госконтракта, и выдержать такие сроки способен только местный поставщик, на складе у которого уже лежит нужная продукция.

- Честно сказать, результат Смоленской области меня удивляет, - говорит Борис Ярышевский. - Имея представление о том, как обстоят в регионе дела в сфере строительства, не стал бы приводить его как пример высокого развития конкуренции. По крайней мере, эта сфера неместным компаниям практически недоступна.

В управлении федеральной антимонопольной службы по Смоленской области тему не поддержали по принципиальным соображениям. Как сообщила руководитель ведомства Нина Акжитова, государственные закупки производят в регионе в соответствии с требованиями законодательства, которое исключает любой протекционизм в этой сфере. Другое дело, что регион всем необходимым себя не обеспечивает, а это, по ее мнению, может объяснить существенную долю госконтрактов, заключаемых с неместными поставщиками и подрядчиками.

- У нас не так уж много возможностей поддержать местного производителя, - констатирует глава администрации Гагаринского района Владимир Иванов. - Собственно, единственное, что мы можем сделать: не забыть предложить нашим предприятиям и предпринимателям поучаствовать в торгах. Готовя аукцион, говорим: "Уважаемые, мы вас знаем, вы местные - не из Твери, не с Камчатки, вы нас не подведете, мы с вами уже работали. Пожалуйста, примите участие в торгах на равных условиях с другими". "Своих" фирм у меня нет, обращаемся с такими просьбами ко всем гагаринским предпринимателям, которые работают в конкретной сфере. Вот и весь наш протекционизм, и мне кажется, что ничего дрянного в таком подходе нет.

По результатам своего исследования эксперты Центра макроэкономических исследований предлагают легализовать определенные формы протекционизма в рамках федеральной контрактной системы, а в регионах утвердить списки внутренних производителей и поставщиков, которые официально будут под защитой законодательства. Однако прежде чем задуматься над этими предложениями, стоит все же разобраться, препятствовать ли протекционизму региональных властей или же его поощрять.

Кстати

По информации начальника главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы Михаила Ивушина, в 2014 году проведено 8844 закупки, по результатам которых были заключены контракты на общую сумму 6,99 миллиарда рублей. При этом, по его данным, около 75 процентов от общей доли контрактов заключено с победителями конкурентных процедур, зарегистрированными на территории региона.