25.08.2015 08:58
    Поделиться

    В ЮФО из-за жары стала массово гибнуть речная рыба

    В августе на пресных водоемах юга стали массово гибнуть рыба и раки. Как отмечают специалисты Ростовской областной станции по борьбе с болезнями животных, главная причина смерти - асфиксия. Из-за жары в реках и прудах Дона, Кубани, Волгограда и Астрахани недостает кислорода. По словам ученых, проблема приобретает глобальный масштаб.

    На Дону первое крупное ЧП произошло в начале августа в Кашарском водохранилище, за несколько дней там погибло огромное количество пресноводной рыбы (общей массой 400 килограммов) и очень много раков.

    - Мы предполагали, что с наступлением жары в водоемах начнется массовый замор рыбы, поэтому еще в начале августа направили во все районы области рекомендации, как попытаться этого избежать. Перед ветврачами региона также поставлена задача усилить контроль на рынках. Ведь рыба, выловленная в предзаморном состоянии, очень опасна для здоровья, - рассказал главный ветеринарный врач Ростовской области Владимир Жилин.

    В ведомстве отмечают, что подобная ситуация в той или иной степени повторяется каждое лето. Самый громкий случай произошел в 2012 году на Новочеркасском рыбокомбинате, когда предприятие потеряло 300 тонн прудовой рыбы.

    Несколько лет назад в разгар лета погибла рыба в Таганрогском заливе (более 150 тонн), в Дону (около 50 тонн), в реке Мертвый Донец и реке Глубокой (свыше 20 тонн), в рыбоводных хозяйствах (от 50 до 100 тонн), в водоемах, расположенных в восточных районах области (до 20 тонн). Но такой массовой гибели рыбы, как происходит сегодня, раньше еще не было.

    - Нужно усилить гидрохимический режим водоемов, если надо, принудительно заставить установить в них аэраторы и внести негашеную известь. Эти меры нужны, чтобы повысить уровень кислорода в воде, что поможет обитателям водоемов выжить в период жары, - говорит Владимир Жилин.

    Ветеринарные специалисты должны провести контрольные гидрологические исследования. Массовая гибель рыбы наносит большой экологический и экономический ущерб. Снулая рыба (термин, используемый ветеринарами для обозначения мертвой, или сонной, рыбы) подлежит утилизации или уничтожению, - говорит начальник отдела аквакультуры и безопасности рыбопродукции Ростовской областной станции по борьбе с болезнями животных Александр Титаренко.

    Ситуация осложняется тем, что если в рыбоводных хозяйствах и зарыбленных прудах владельцы проводят профилактические мероприятия против замора, то в водоемах, не имеющих собственников (а таких большинство на юге России), рыба брошена на произвол судьбы.

    Впрочем, некоторые эксперты считают проблему летнего зноя сильно преувеличенной.

    - Произошло всего четыре случая: два в Краснодарском крае и два в Ростовской области. Но это не вопросы рыбоохраны. Водоемы заросли растительностью, скопилась грязь, поэтому рыба гибнет. А жара является всего лишь катализатором этого процесса. Проблема в том, что реки не чищены, - отметили в Азово-Черноморском территориальном управлении Росрыболовства.

    - Высокая температура, конечно, - сдерживающий фактор в рыбоводстве. У нас бывают потери. Но где нет такого тепла, там и не бывает столько рыбы, - говорит управляющий ассоциацией "Большая рыба" Александр Ершов. - Китай производит больше всего рыбы в мире, а там температура еще выше. У нас этим августом вода в прудах поднималась до 26 градусов и выше. Но карпа можно выращивать и при температуре 28 градусов. Другое дело, что тогда надо серьезно отнестись к гидрохимии водоема. Проводить необходимые анализы, аэрацию, регулировать водообмен в прудах и так далее. На мой взгляд, самая серьезная проблема для рыбоводства - обмеление водохранилищ. Весной этого года мы успели наполнить пруды, а вот для зимовки, вероятно, уже не сможем набрать воду в необходимых объемах. Тогда начнутся проблемы.

    Согласно результатам исследований министерства природы Ростовской области, куда большее зло водоемам и его обитателям приносят сине-зеленые водоросли. Они основной источник биологического загрязнения водной среды органическими веществами и продуктами разложения (сероводород, аммиак и фенолы), в том числе и токсическими. В водоемах снижается содержание кислорода и, как следствие, появляются локальные заморные зоны. Кроме того, огромные массы органических веществ и токсины сине-зеленых водорослей влияют на качество воды. Например, Цимлянское водохранилище практически ежегодно цветет с июля по сентябрь. Сине-зеленые водоросли охватывают до 80 процентов его акватории.

    В последние годы благодаря разработкам ученых Пензенского НИИ сельского хозяйства появился биологический способ подавления массового развития сине-зеленых, с использованием штаммов планктонной зеленой микроводоросли хлореллы (Chlorella vulgaris). С 2006 года этот метод внедряется на водохранилищах Волгоградского региона, в том числе и высокопродуктивном Цимлянском. Но, несмотря на очевидное снижение масштабов цветения воды, уровень развития сине-зеленых в водохранилище продолжает оставаться достаточно высоким.

    Впрочем, технологии борьбы с водорослями уже успешно освоили частные предприятия. Так, бизнесмен Михаил Дербасов открыл первую в Астраханской области лабораторию по выращиванию водоросли хлореллы. Водоросли выращивают в специальной лаборатории фермы и в емкостях под открытым небом три года, после чего переносят в пруд.

    - Я думаю, что главная проблема - отсутствие собственников, которые бы отвечали за водоем, - говорит предприниматель. - Поэтому просто нужен более четкий контроль. Конечно, время от времени природа вносит свои коррективы, и случаев массовой гибели рыбы порой не избежать. Но они не должны носить глобальный характер.

    Поделиться