Официально больную рыбу зафиксировало в конце июня Федеральное государственное бюджетное учреждение "Мурманрыбвод". На своем рыбоучетном заграждении (РУЗ), установленном в реке Кола для отбора икряных самок для воспроизводства популяции, ихтиологи обнаружили появление особей с белыми пятнами на кожном покрове, плавниках и голове. В дальнейшем язвы разъели тело рыбы, и она погибла. Оперативные исследования проб показали, что семга заразилась в Баренцевом море возбудителем УДН - ульцеративным дермальным некрозом.
- Это малоизученное и все же широко распространенное в Европе заболевание, - поясняет председатель комитета по ветеринарии Мурманской области Алексей Касаткин. - У семги поражаются участки тела, где нет чешуи, которые потом атакуются грибком сапролегния. Провоцирующим фактором послужила аномально низкая температура воды в холодное лето, задержка рыбы в морской зоне и ее гормональная перестройка в преднерестовый период. Сапролегниозом обычно поражается травмированная или ослабленная семга. Болезнь может протекать длительно, особенно при низкой температуре воды, вызывая повышенную гибель.
Сейчас ветеринары отправляют запросы в российские и зарубежные научно-исследовательские институты для углубленных исследований, а "царская рыба" продолжает заражаться и гибнуть. Хоть больная, считают специалисты, опасности для здоровья человека не представляет, такую семгу категорически запрещено употреблять в пищу.
По мнению Алексея, руководителя туристической компании-оператора, турагенты которой давно работают в Заполярье, зараза распространилась из битком набитых рыбой фермерских садков, стоящих в районе губы Ура. Из-за сильной скученности семга ослабевает, повреждается ее чешуя, возникают паразитарные заболевания. Дикая рыба после нагула в Баренцевом море, возвращаясь на нерестилища в реки, проходит в непосредственной близости с садками и заражается. Источником заболевания, по мнению собеседника, мог послужить и некачественный корм, который для садковой молоди всегда закупается за границей, потому что российское производство еще не развито.
Судить о масштабах бедствия пока нельзя, поскольку нет данных о величине нынешнего стада производителей кольской популяции - достаточно ли рыбы для его полного воспроизводства? Лососевая квота этого года в Коле почти вся выбрана, это 4,5 тонны. Средний вес семги - 3-4 килограмма, с учетом погибшей тысячи особей к 4,5 нужно приплюсовать еще 4 тонны.
Кстати, заражается только та рыба, которая нагуливается в Баренцевом море. Реки юга Кольского полуострова, куда заходит на нерест семга из Белого моря, по данным "Мурманрыбвода", от заразы свободны.
Семужья рыбалка уже не один десяток лет считается туристическим брендом Кольского полуострова. Сюда приезжают отдохнуть от городской суеты на лоне дикой природы не только рыболовы из российских регионов, но и из других стран и даже континентов. Организацией лицензионного лова лосося по принципам "поймал - изъял" и "поймал - отпустил" занимаются около 20 северных компаний.
Среди них такие известные, как "Северные реки", "Кольские путешествия", "Река Поной", "Мурмансктурист", "Серебро Поноя", "Кольская рыбалка". И сам "Мурманрыбвод", который, будучи контролирующей организацией в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, является еще и пользователем ряда рыбопромысловых участков (РПУ) на реках Кола, Кица, Ура и других. Он выдает именные путевки на лов семги. К примеру, стоимость ее на сутки лова по принципу "поймал - отпустил" для иностранных граждан - 4300 рублей, для проживающих в РФ и странах СНГ - 2200 рублей, для жителей Мурманской области - 1600 рублей. Это расценки на право лова дикой семги дикими туристами и местными рыболовами.
Турфирмы занимаются организацией рыболовных туров на неделю и более. Помимо получения лицензии на осуществление своей деятельности в границах РПУ они обязаны обеспечить доставку рыболовов на реки, в том числе и вертолетом, а также комфортное проживание, качественное питание и прочие радости жизни рыболовам-экстремалам, чтобы не почувствовали себя совсем уж лишенными благ цивилизации. Затраты существенные, а вместо ожидаемой прибыли - незапланированные убытки в связи с вынужденным сокращением сроков рыбалки почти на полтора месяца.
Однако руководители туркомпаний, которых непосредственно коснулся запрет на лов семги, заверили, что решение властей не было для них неожиданным. Информация о пораженной семге поступала от рыбаков начиная с июля, и предприниматели успели подготовить желающих приобрести путевки на сентябрь к возможному развитию событий. Период активного промысла в августе миновал, так что большой трагедии с запретом они не увидели. Беспокоятся о другом: гибель семги отразится на рыбалке через 3-5 лет, когда не начнется период нереста у так и не появившихся мальков погибшей рыбы. Поэтому главное сейчас - определить причину болезни и начать борьбу с ее последствиями.