Пока регулярная уборка в квартирах - это всего 20% российского клинингового рынка. 80% - это уборка торгово-офисных, производственных, военных помещений, где совсем другие цены и порядки. Всего в России несколько тысяч клининговых компаний, и большинство из них - это микрофирмы. "Бывшие лидеры отрасли потихоньку утрачивают свое преимущество из-за новых высокотехнологичных стартапов, которые привносят в индустрию простые и удобные клиентоориентированные решения: оплата банковской картой, возможность подписки на уборку, заказ через мобильное приложение, система оценки качества, система автоматического распределения заказов. Также есть ряд компаний, которые являются агрегаторами, то есть просто соединяют уборщиков с заказчиками", - говорит Роман Кумар Виас, директор по маркетингу в Qlean.ru.
Цены на уборку квартир остаются низкими, что делает сервисы доступными для использования два раза в месяц даже для среднего класса. Во-первых, зарплатные ожидания работников снизились: сегодня в Москве за целый день уборки люди готовы получать 1500 руб., во-вторых, новые интернет-сервисы серьезно оптимизировали весь процесс общения клиента с клининговой компаний. "В целом стоимость услуг невысокая, доступная для большинства потенциальных потребителей. Например, раньше регулярная уборка 70-метровой двухкомнатной квартиры стоила 2500-2700 руб., сейчас она обойдется всего в 2190 руб., причем все необходимое для уборки клинер принесет с собой", - говорит Марина Масловская, партнер клинингового сервиса cleaning.pomogatel.ru.
Основное препятствие для рынка профессиональной уборки - даже не цена вопроса, люди просто боятся пускать в свой дом и личное пространство посторонних. Но ситуация уже сдвинулась с мертвой точки.
Есть категория людей, которые болезненно воспринимают ситуацию, когда другие люди прикасаются к их вещам и что-то передвигают с места на место. Таких людей невозможно убедить пригласить клинера. Есть категория женщин, которые самостоятельно убирают свою квартиру, реализовывая таким образом свое начало женщины-хозяйки. По их мнению, никто не уберет лучше. Есть семьи, в которых придерживаются противоположной точки зрения: "жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на уборку" или "грязная работа - не для прекрасных женских рук" - это потенциальные клиенты клининговых компаний. "Последние как раз эти ценности стремятся пропагандировать. Мы считаем, что каждый должен заниматься своим делом", - отмечает Масловская.
Кроме того, солидные предприятия предоставляют юридические гарантии, заключают договор на уборку. Как правило, это успокаивает клиентов. "Основной страх - боязнь оставить клинера дома одного, нежелание пускать постороннего человека в свою квартиру, боязнь поломок вещей в квартире, боязнь воровства. У нас есть страховой фонд на 5 млн рублей, и, если происходит форс-мажор, например, клинер что-то разбивает, мы в течение нескольких дней решаем этот вопрос. Недовольных пока не было", - рассказал Роман Кумар Виас.
"Думаю, люди беспокоиться не перестают, но тут работает принцип "глаза боятся, а руки делают". На свой страх и риск люди начинают заказывать клининг. И здесь как раз задача клининговых компаний развеять страхи, предоставляя качественную и профессиональную услугу. Потенциал этого сегмента рынка огромный. В ближайшие 5 лет возможен рост 20-30% в год", - уверен Владимир Гузеев, руководитель отделения развития клининговой компании "Альбатрос".
Если хозяйка все-таки мучается чувством вины за излишне потраченные деньги на уборку, успокоить себя можно хотя бы тем, что качество профессиональной чистки квартиры никогда не сравнится с качеством уборки даже самой хорошей хозяйки. У клинера есть профессиональные чистящие средства, с помощью которых можно легко и безопасно для поверхностей удалить сложные загрязнения. Например, водный камень, известковый налет, жировые загрязнения в духовке, на кафеле. В практике клиниговых компаний были случаи, когда отмывали от ржавого налета и водного камня ванные, которые хозяева уже собирались демонтировать и отнести на помойку. Кроме того, уборщик привезет специализированные инструменты: например, склизы с телескопическими штангами и поворотным механизмом для мытья труднодоступных окон, пылесосы, пароочистители. У клинеров есть оборудование для размывки напольных покрытий. С его помощью производится глубокая очистка линолеума, кафеля, мраморного или гранитного пола. "Все это можно приобрести самим, скажут скептики. Действительно можно: например, профессиональная химия поставляется оптом от 40-50 кг, а профессиональная техника намного дороже бытовой. Вы готовы потратить 200 тыс. руб. для поддержания порядка в доме? Думаю, большинство хозяек сочтут это неразумным", - резюмирует Масловская.